Три с половиной часа на все, сложные темы, минимум 50% собственных мыслей

4 декабря – традиционно в первую среду первого зимнего месяца — все одиннадцатиклассники написали сочинение-допуск к ЕГЭ. Фактически, с этого и стартует единый госэкзамен. У допуска слава не трудного испытания, которое проходит большинство тех, кто хоть немного готовился. Однако, в этом году школьники столкнулись с тем, что из более 2 тысяч вариантов тем, им попались самые философски нагруженные и сложные.

Тематика грядущих сочинений известна заранее, а вот конкретные формулировки загружаются из компьютера и распечатываются прямо в аудитории. Темы сочинений хранятся в закрытом «банке». Но информация по темам, когда-либо написанном на допуске, открыта на сайте ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений), их там больше 2000. Может попасться что-то из старенького, но каждый год появляются и новые темы.

В этом году школьники писали по таким разделам тем, как «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека», «Природа и культура в жизни человека».

Система оценивания на допуске – «зачет» или «незачет». Но выпускники школ, не знакомые с системой ЕГЭ, даже не подозревают, что нельзя просто прийти и накатать что-то на тему. Даже тому, кто с литературой дружит и за словом в карман не лезет. Есть четкая инструкция от того же ФИПИ, где по полочкам разложено, каким должно быть сочинение. В тексте – не менее 250 слов, тема должна быть раскрыта и обоснована, в качестве аргументации надо привести примеры из других литературных произведений. Тезисы и прямое цитирование из классиков тоже горячо приветствуются.

— Критерии оценивания этого сочинений гораздо мягче, чем у сочинения в письменной части ЕГЭ, – рассказывает учитель русского и литературы Марина Панченко. – На самом экзамене структурируются ответы по темам, микротемам, необходим вывод из каждого утверждения, есть регламент по числу предложений и пр. Отсутствует балльная система в оценивании, допуск сдает традиционно не менее 95% учеников в любом классе. Но в моей практике бывало, что ученики терялись и не знали, что написать — именно из-за сложной формулировки темы. Или не знали литературное произведение, вокруг которого построено задание. Хотя все произведения из школьной программы, конечно.

— Это сочинение когда-то задумывалось как проверка на функциональную грамотность, как межпредметное задание, – говорит методист и преподаватель Анастасия Гордеева. – Затем все стало больше тяготеть к литературе, появилось требование, чтобы объем собственных утверждений не превышал 50%. Но, можно апеллировать к другим книгам, включая и духовные тексты – Коран, Библия. А также к фольклору, мемуарам, дневникам и собственному жизненному опыту. Что касается критериев оценивания, они все-таки существуют. Это «Соответствие теме» и «Аргументация с привлечением литературного материала», «Композиция и логика рассуждения».

Проверяющие смотрят и на то, чтобы речь была литературной, красивой, построение предложений сбалансированным. И грамотность, конечно: орфография, пунктуация – их тоже оценивают. Но соглашусь, это сочинение гораздо легче основного экзамена по русскому, не говоря уж про ЕГЭ по литературе. Поэтому, когда летом в рамках дискуссии по госэкзаменам его предлагали отменить, все были против.

В этом году, судя по отзывам выпускников в пабликах о ЕГЭ, больше всего затруднений вызывали такие общие темы как, например, «Можно ли обмануть совесть?», «Можно ли обойтись в жизни без идеалов?», «Почему поэты считают красоту природы абсолютной ценностью»?

Среди окололитературного, 11-классники не очень «въехали» в такие проблематики: «Как вы понимаете слова поэта Рождественского: «Я жажду утолять привык родною речью», или «Без идеалов, то есть без определенных хоть сколько-нибудь желаний лучшего, никогда не может получиться никакой хорошей действительности» (Ф.М. Достоевский). Как Вы понимаете это утверждение русского классика?» Вызвали сложности аналогичные задания по прозе Астафьева и Драйзера, стихам Гумилева и Тютчева. Просто потому, что таких авторов плохо знают.

Наряду с заковыристыми, попадались и обычные темы. «С чего начинается Родина для вас?», или «Почему человеку всегда необходимы нравственные нормы?», или «За что могут дети уважать своих родителей?» Что ни говори, а любой экзамен или даже допуск к нему – лотерея. Дополнительными датами для повторного написания допуска в это учебном году объявлены 5 февраля и 9 апреля.

По данным Рособрнадзора, сочинение 4 декабря писали 665 тысяч выпускников. Времени на него, как обычно, отведено много, 3 часа 55 минут. Для детей с особенностями здоровья и развития, инвалидов и некоторых других категорий есть альтернатива: либо продление времени сдачи еще на 1,5 часа, либо сдача допуска в форме изложения. Результаты допуска, зачет или не зачет, будут известны спустя 7-12 дней.

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *