Призвание, ошибки в жизни и зарплаты мотивируют стать учителем
Раньше было не редкостью, когда физкультуру вели бывшие спортсмены, НВП офицеры, и даже русский язык мог преподавать бывший журналист. Сегодня без педобразования в школу попасть нельзя. Но все равно находятся люди, для которых профессия учителя становится второй и главной в жизни.
Что же их манит в школу? И как «пришлым» учителям живется возле доски, с указкой в руках?
Тема далеко не праздная – всем известно, какой дефицит учителей в стране, особенно в регионах. Поэтому почти в каждом крупном городе имеются муниципальные или областные курсы, где можно пройти переподготовку, дабы работать в школе. Есть целая госпрограмма, пройдя которую можно стать учителем, на базе первого высшего образования или колледжа.
Кто и почему меняет другую профессию на педагога в школе? Чаще всего это женщины, живущие в крупных городах. И мотивация превалирует эмоциональная – «дети мое призвание».
— Я окончила университет, но в специальности разочаровалась, – рассказывает Наталья из Читы. – Наверное, во мне изначально «сидел» учитель, но не увидели этого близкие люди, потому как все – потомственные инженеры. Переподготовка дала мне новый шанс, я оказалась на своем месте. В отличие от многих коллег из педвузов, сбежавших из школы через год работы…
В учителя идут инженеры, юристы, экономисты, химики, спортсмены, офицеры запаса, офисные работники. Хотя, попадается и «экзотика»: актеры, художники, экскурсоводы, археологи, дизайнеры… Причина вроде у каждого своя, но в целом они прозрачны. Или профицит специалистов в какой-то области – тех же юристов или экономистов. Поводом переменить судьбу и пойти к детям могут быть творческая невостребованность, состояние здоровья, которое не позволяет полностью отдаваться первой специальности.
— У нас географию преподает женщина-археолог, она нам рассказывает про свои экспедиции, – говорит 12-летняя Алина из Москвы. – Сама не ездит, хромает она. Так интересно все, заслушаешься. У нас треть класса хочет быть археологами.
Закон разрешает работать в школе лицам с высшим или средним образованием после получения второго педагогического или переподготовки. Согласно профстандарту, учитель – это специалист с высшим образованием или средним профессиональным образованием в рамках укрупненных групп по направлениям подготовки «Образование и педагогические науки». Или с таким же образованием в области, соответствующей преподаваемому предмету. Либо с аналогичным образованием и дополнительным профессиональным образованием по направлению деятельности в образовательной организации.
Проще говоря, для переобучения на учителя есть два пути – или второе высшее (среднее профессиональное), или курсы переподготовки. В Москве при университетах есть такие курсы – в РУДН, в МГУ на факультете педагогического образования, в институте непрерывного образования МГПУ и др. Можно получить вторую специальность на базе первого ВО. Главное требование – соответствие первой «вышки» предмету или предметам, который собрались читать в школе.
В школах не секрет, что «настоящие» учителя зачастую относятся к переподготовленным предвзято. Особенно если у тех «в анамнезе» только колледж, или «всего лишь курсы».
— Насколько я знаю, в регионах из-за нехватки кадров берут любых специалистов, достаточно переподготовки в 100-200 академчасов, – рассказывает учитель Маргарита из Клина, которая пришла в школу после юридической специальности. – В Москве, Питере могут не взять и после двухгодичной переподготовки.
Но где бы вы не устроились, всегда найдутся недовольные, которые скажут: «А психология, а практики? Или еще «того-сего» не проходили. Я не обращаю на это внимания. Педвуз не делает хорошего учителя, не гарантирует нормального общения с детьми.
Наверное, для тех, кто пришел в школу «с бокового входа», актуальнее дополнительное обучение в течение жизни. Правда, это любому учителю нужно, на мой взгляд. А то некоторые как в вузе 20 лет назад отучились, так и все… Я переучилась, преподаю обществознание и ОБЖ. Недавно сдала на высшую категорию.
Что бы не говорили о зарплатах учителей, в Москве и крупных городах она на уровне 60-100 тысяч рублей. Поэтому здесь в школы потихоньку потянулись мужчины и переученные из других профессий. Внутри учительского сообщества дискуссии вокруг новой конкуренции жаркие. Некоторые язвят, некоторые защищают новых переученных коллег. «Разве педагогика и методика не практические дисциплины, которым учитель овладевает в процессе преподавания в течение всей жизни? – задается вопросом Тамара Павловна из Балашихи. – И с каких пор в пед идут одни отличники? Что, здесь все получили педобразование и работают по профилю? Никто из учителя начальной школы стал русаком? А из англичанина – информатиком, а из географа литератором?..» «Раньше много было в школе тех, кто оканчивал физмат без педагогики и преподавал точные науки в школе, – поддержали коллегу из Москвы. – И учили ничуть не хуже, чем теперь».