Несмотря на изменения в законах, ученики не маршируют и не приходят со справкой
Весь год молва «перетирала» новые школьные порядки. Введение единой формы, возвращение черчения или выплаты за «пятерки» не прошли Госдуму или забуксовали позже. Зато медсправки на физкультуру, НВП и «трудовое воспитание» были проведены законом. Работают ли эти нововведения, как и «единые программы по единым учебникам»? Ведь о них говорили столько, что родители ожидали нового уже с сентября…
По отзывам родителей, ни в разных частях страны, ни в Москве и области, справку для допуска к физкультуре не спрашивают. Пионером тут выступила Челябинская область, где, ссылаясь на принятые летом изменения, некоторые школы начали требовать справку.
«Основная масса ребят получает допуск на физкультуру во время диспансеризации, когда им определяют группу здоровья», — поясняет и.о. министра образования области Елена Коузова. И такая необходимость касается только «детей, которые требуют специальных условий обучения». И. о. главы местного образовательного ведомства сравнивает получение этого документа с прохождением ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Но ведь и ПМПК сейчас дело добровольное, отсюда столько проблем с гиперактивными, девиантными учениками в обычных классах. Как учитель физкультуры должен определять «специальных» детей? Ведь ребенок с эпилепсией или с пороком сердца на глаз ничем от других не отличается.
Интересно, что кое-где под Челябинском решили перебдеть и спрашивают еще и «справку о неконтактности» (3 месяца не было контактов с инфекционными больными). Что, как минимум, говорит — единого образца справки у школ нет. Но вообще, совершенно напрасно весной, когда стало известно о допусках, и в конце августа родители осаждали педиатров — пока в школы «приходить со справкой» не требуют.
Точно так же, не слышно ничего про «трудовое воспитание». Где раньше дежурили, украшали классы, сажали цветы, клеили декорации — так и продолжают. Где ничего такого не было, это не изменилось.
С НВП тоже «непонятки». Не считая скандала с директором нижегородской школы № 172, нарядившей первоклассников в камуфляж на 1 сентября, ничего не слышно. Форму в стиле «милитари» не выдают, за исключением кадетских классов и корпусов, военных училищ — но там всегда так было. Покупать форму или амуницию родителей тоже не заставляют. В расписаниях изменений не наблюдается. Хотя еще в феврале Минпросвещения разослал по регионам «инструктивное письмо» по части «организации НВП» в школах.
— Считается, что новое ОБЖ с элементами НВП, «Основы безопасности и защита Родины» называется, появится в школах через год, — рассказывает педагог ДПО, методист Анастасия Гордеева. — Ну может, кто-то и успеет, у кого есть база для этого, те же самые кадеты или казаки. Но более реальный срок — 2026-2027 годы. «Мельницы богов мелют медленно», знаете такое выражение? И в образовании так, система очень инерционна. Школам надо выделить кабинеты, закупить оборудование, пособия, средства на это все, главное, найти или получить. На тендеры выйти… А где строевой подготовкой заниматься, если двора нет? Такие школы есть в центре Москвы. Методистам надо разработать программы, пособия, ПО, сейчас все в конструкторах и на порталах. С кадрами никакой ясности нет — кто станет преподавать? Раньше НВП вели бывшие военные. Но сейчас ОБЖ это мультидисциплинарный предмет, который содержит элементы обществоведения и экономики, навыки оказания первой помощи. А если будет новая учительская единица, для позиции «учитель ОБЖ-НВП» надо сделать тарификацию, систему сертификатов, квалификационную модель ввести. Преподавать такую специальность в педуниверситетах.
Кроме того, ОБЖ есть далеко не в каждой школе. «Этот момент вообще выпал из дискурса вокруг возвращения НВП», — напоминает Гордеева. В 2014 году ОБЖ наряду с другими не основными предметами убрали из обязательных учебных программ. Лицейские и гимназические школы, интеграционные и прочие тогда сократили ОБЖ до минимума, оставив только в 10-11-х классах. И то номинально — на пропуск ОБЖ ради консультаций для подготовки к ЕГЭ смотрели сквозь пальцы. И сейчас тоже так: где ОБЖ проводят, начиная с 5-го класса, а где-то с 10-го.
«Какие ж тогда существуют единые программы?», — недоумевают родители. Им сложно разобраться в том, что такое образовательные стандарты, проще понять одинаковые программы и учебники, как «было раньше». Но и профессионалам не до конца ясно, как уравнивать «зеленое» с «холодным». Даже в Москве «труды», например, это и информатика-практикум, и кулинария, к примеру. И токарная практика встречается, гончарная, портновская… И как это все стандартизировать?
Не основные предметы «трудами» с ОБЖ не ограничены. Встречается в расписании «финансовая грамотность» с 5-7-го классов, или с 10-го. «Проектная деятельность» тоже бывает с 5-го, 7-го,10-го, или ее вообще нет в расписании. Вышло так потому, что с 2014 года стремились к унификации в школах, а в последние годы, наоборот, курс на предпрофподготовку.
В Москве, эксперимент стартовал 3 года назад, разделение классов по направлениям идет с 5-го класса (и его хотят распространить на всю страну). В математическом классе больше часов математики (основная программа), у гуманитариев, лингвистов и естественников тоже свои «лишние часы». Невзирая на «единые программы».
А вот что из заявленного в школах все же будет — обязательные классные часы, скорее всего. Тоже начиная с 5-го класса. «Часы» во многих расписаниях уже стоят — первым или последним уроком в пятницу. Классным руководителям рассказывают, что «это обязательное, как РОВ». Правда, по сообщению от учителей, речь идет пока что о «простых классных часах». Но, судя по системным планам, о которых уже писал «МК», в школах начинается всеобщая профориентация на базе сайта специального национального проекта. В пожарном порядке к сайту велено подключиться всем школам в стране.