Госдуму расстроил слишком мягкий подход к оцениванию тестов для детей мигрантов
Весна близко, а ясности нет. И это не только про погоду, но и про тестирование в школах детей мигрантов. Первоначальный вариант оценивания заданий по русскому языку, в котором критерием обозначили 30% от максимального балла, подвергся критике в Госдуме РФ. Был взвешен, измерен и пересмотрен. Теперь, чтобы сдать экзамен, ребенку надо получить три балла, то есть оценку «удовлетворительно».
Опубликованный было надзорным ведомством приказ, устанавливающий критерий оценивания тестов в балльной системе пороговыми 30%, был разгромлен в Госдуме. Инициаторы закона об обязательном тестировании детей трудовых мигрантов при приеме на обучение (закон Володина и Яровой) резко разошлись с таким мягким подходом.
Спикер Госдумы назвал приказ девальвацией закона, который принимали для того, чтобы дети мигрантов «не испытывали стресса и не создавали проблемы для других детей». И пригрозил обратиться к Михаилу Мишустину. В парламенте звучало: «Почему 30, пусть хотя бы будет 50%…»
Новый проект приказа для общественного рассмотрения не замедлил появиться, а прежний признали «технической ошибкой». В ведомстве поблагодарили Вячеслава Володина и весь депутатский корпус за «активную позицию в вопросе определения минимума баллов для приема детей мигрантов в российские школы».
Ирина Яровая заметила, что и новый вариант думцы обязательно рассмотрят и обсудят на профильных комитетах. И в «межведомственной комиссии по вопросам противодействия нелегальной миграции» непременно.
В действующей пока версии «диагностические материалы для тестирования детей иностранцев на знание русского языка» предложено оценивать по пятибалльной системе. Порогом, при котором экзамен будет сдан, названы 3 балла — оценка «удовлетворительно».
Еще про содержимое тестов известно, что их разработает специальная комиссия. В составе которой, по словам замруководителя Рособрнадзора Игоря Круглинского, сплошь «ведущие эксперты» из школ, вузов и профильных НИИ, эксперты в области психологии и русского языка как иностранного. Непосредственно диагностические материалы (читай — тесты) представят к середине марта.
Раскрыты и еще некоторые подробности. Например, что все поступающие в школы дети мигрантов, кроме первоклассников, будут проходить такие разделы заданий, как «слушание», «говорение», «чтение». А письменный раздел будет содержать задания на лексику и грамматику.
Оценивать разделы будут отдельно, но акцент сделают на коммуникативной части теста, то есть на «говорении» и «слушании», как уточнили в ведомстве.
— Интересно, что какие-то задания будут иметь больший вес, чем другие, — говорит эксперт в области образования, учитель и репетитор Мария. — Есть отработанный механизм с ЕГЭ–ОГЭ. Госэкзамен по пятибалльной шкале у нас только базовая математика. Там нет сложных переводов баллов из первичной шкалы во вторичную, шкала перевода одна. Но и тут все просто.
Смотрите, в этом году «тройке» по математике-базе соответствует результат от 7 до 11 баллов. Максимально за экзамен 21 балл. То есть уровень прохождения около 50%, как и хотели депутаты.
Нюансы в том, что за правильный ответ можно получить 1 балл, а можно 3 в рамках одного задания. В разделах тоже разное итоговое количество баллов может быть. Алгебра, которую лучше всего обычно знают, — 10 баллов; геометрия — 5; матанализ и теория вероятности — только по 1 баллу. Получается, «играть» можно как с ответами, так и с разбалловкой, и с таблицей перевода из 100 балов в пятибалльную систему. Последнее человеку несведущему еще как-то можно отследить, остальные критерии — вряд ли.
«МК» уже писал, что ранее для поступающих в школы детей мигрантов был предложен такой объем документов: справка, что у ребенка нет инфекционных заболеваний, документ о прохождении дактилоскопической регистрации и результаты тестирования на знание русского языка родителей, СНИЛС школьника и его родителей. Известно, что для взрослых трудовых мигрантов введены штрафы за незнание русского языка и создан реестр контролируемых лиц. Пока без ответа остается вопрос: как быть, если у семьи с документами все в порядке, а входное тестирование ребенок завалил?
В Татарстане, где на 4 млн населения зарегистрировано почти 100 тысяч мигрантов, готовится проект приказа о комплексных адаптационных мерах. Минобрнауки республики делится опытом, который уже был получен в школах. Для детей мигрантов там проводятся различные диагностики, коррекционно-развивающая работа, индивидуальные и групповые занятия, тренинги, с ними работают педагоги-психологи.
В ведомстве подчеркивают, что очень важна работа с родителями, «индивидуальные консультации по развитию и воспитанию ребенка». И, в частности, «индивидуальная работа по изучению русского языка».