Час на дружбу в день: как школьники страдают от цифровизации

О том, что обучать детей цифровой гигиене надо, как только гаджет попадает им в руки, рассказал замдиректора департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Минпросвещения. По словам госдеятеля, в связи с цифровизацией острее всего для школьников стоит проблема кибербезопасности и дефицит живого общения. Социологи подтверждают: 39% подростков не в восторге от того, сколько времени проводят в нтернете.

«Сейчас у нас дети с первого класса должны выполнять домашние задания, обращаться к системе электронной школы самостоятельно, без родителей”, — сказал замдепартамента образовательного ведомства Кирилл Кикнадзе. И, мол, если рассуждать логично, «вначале его (школьника) нужно обучить навыкам защиты», а потом уже давать планшет в руки.

Госдеятель заметил, что в лагерях отдыха, которые он часто посещает, дети стали отмечать у себя тягу к бумажным книгам «вместо этой штуки», то есть  гаджета. И сетовать на дефицит бесед по душам: «Мы приходим домой, и мы не можем с родителями обсудить те темы, которые нам хотелось бы». Различные исследования также подтверждают, что разрыв между «машинным» временем и живым в семьях катастрофический.

— Что касается цифровой гигиены, это более широкое понятие, чем кибербезопасность, — говорит программист Иван Березин. — Это умение искать источник, не повестись на фейк, отличать спам, избежать веерных рассылок. Кибербезопасность для пользователя — это прежде всего навык отличить мошенника. Это касается почты, телефонных звонков, соцсетей. Есть защитные программы, но они всего не вылавливают, мошенники совершенствуются. И пользование электронным банком, банкоматами тоже теперь относится к кибербезопасности, поскольку появились детские карты.

Эксперты считают, что главная задача родителей в период цифровизации — объяснить даже дошкольникам, «что такие хорошо и что такое плохо» в Сети. Главные уязвимые места детей — это игры, где можно покупать токены, сетевую валюту. Вместо нее может быть и аналог: кристаллы, золото, метеоритная пыль. И лутбоксы — ящики с различными предметами, которые нужно докупать, а еще скины — образы, дополнительные силы, пропуска, ключи… Ребенок может просить на все это деньги, взрослые будут отмахиваться, школьник отчаится и опустошит родительскую карту. 

Второе уязвимое место детей в киберпространстве — возрастная наивность. Сколько ни объясняй опасность общения в чатах и по телефону, есть вероятность, что ребенок попадется. Поэтому чаты нужно отслеживать обязательно, у родительских карт должна быть дополнительная защита, семейное хелп-слово —   необходимо. И постоянно напоминать, что нельзя «светить» личные данные: адрес, имена родителей, свою фамилию и возраст.

В России уже неоднократно бывало такое, что ребенок дорывался до родительского счета и тратил на игры бешеные деньги. В 2018 году гремел случай в Санкт-Петербурге, где 11-летний мальчик взял папину карточку и списал с нее 100 тысяч рублей на покупку игровой валюты. Деньги не вернули. Еще два похожих случая, в Москве и в Казани — 200 и 300 тысяч рублей растратили на игры подростки 14 и 15 лет.

В мировой практике крупные суммы с родительских счетов на игры улетали с такой же легкостью. В Японии мальчик потратил на лутбоксы 1 миллион йен (около 10 тысяч долларов США), после чего разработчик ввел на крупные траты возрастные ограничения. В Канаде 8-летний игрок растратил с родительских карт 12 тысяч долларов, правда, часть средств вернули. В Австралии мальчик 9 лет прикупил скинов и обновлений в игре, которая, кстати, очень популярна и в России. Всего на 19 тысяч долларов «затарился», компания возмещать что-либо отказалась.

Специалисты Института социологии РАН пришли к выводу о том, что цифровизация сильно изменила «структуру социального капитала» в обществе. Люди стали реже общаться в принципе: встречаться с друзьями и родственниками, даже звонить, предпочитая всему онлайн-коммуникацию.

Американцы подсчитали, что средний житель страны проводит перед компьютером и смартфоном 11 часов в день, что «значительно сокращает время для живого общения». Другая компании в исследованиях сделала упор именно на семейные отношения, и выяснила, что дети создавшимся положением тоже недовольны: около 50% подростков сочли, что смартфоны отвлекают членов семьи от разговоров друг с другом.

Впрочем, дети и друг с другом тоже почти не гуляют и не ходят в гости. На «завис» в соцсетях, мессенджерах, прохождение игр, просмотр видео подростки в возрасте от 13 до 17 лет тратят в среднем 7 часов 25 минут. И только 60 минут в день — на «живое» общение с друзьями. Есть и такая корреляция — младшие больше играют в Сети, старшие пишут в соцсетях и постят видео. Около 70% школьников ежедневно использует мессенджеры и игровые платформы для контактов с друзьями. При этом 39% подростков сознают, что они слишком много времени проводят в Интернете.

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *