Плюсы и минусы новой системы распределения мест в высшем образовании от ИИ и экспертов

Законопроект, направленный на регулирование не только бюджетного, но и коммерческого обучения в вузах нашей страны, прошел первое чтение в Госдуме. Этот шаг был предложен правительством в целях снижения кадрового дефицита и перекосов в пользу экономического суверенитета страны.

тестовый баннер под заглавное изображение

Не секрет, что возвращение госзаказа, тотальный контроль и планирование ударят по финансовой независимости вузов и свободе выбора абитуриентов.

А еще есть ощущение, что все происходит слишком быстро. Минобрнауки только взялось за «тонкую настройку» распределения бюджетных мест и КЦП (контрольных цифр приема) — и подоспело стремительное распоряжение. Распределять «бесплатные места», менять целевое поступление и эффективно планировать платников — очень непростое решение.

Обсуждение началось еще в феврале, когда в ходе заседания Совета по науке и образованию президент поручил разработать новую модель распределения КЦП в вузах. Чтобы существенная часть бюджетных мест — тогда шла речь только о них — выделялась вузам через прямой госзаказ. В целях подготовки кадров в приоритетных для экономики областях, прежде всего инженерии.

Далее с подобным заявлением выступил вице-премьер правительства Дмитрий Чернышенко. По существующей сейчас модели распределения мест КЦП выделяют по нескольким параметрам, включая межвузовский конкурс. Но отныне государство будет распределять львиную долю бюджета, исходя из требований экономики и рынка кадров. Вообще-то на Совете изначально фигурировал только бюджет, зато обсуждали не только вузы, но и колледжи.

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков предлагал отдать даже больше мест «под планирование» — 70%. Но было неочевидно — вообще или только по «приоритетным специальностям». Ориентироваться глава ведомства предлагал на статистические данные поступления за последние 3 года. Но также министр оставлял некое поле для маневра: «25% бюджетных мест размещать на конкурсной основе, а 5% сохранять в резерве для оперативной реакции на изменяющийся кадровый спрос». В кабмине отреагировали на это по-прежнему: для госзаказа достаточно 50% бюджетных мест.

Но потом, видимо, подсчитали и поняли, что только подконтрольного правительству бюджета будет недостаточно. Ведь существует еще и такая переменная, как целевой набор. И в медвузах, например, на отдельные специальности целевиков не только 50, а 75 или больше процентов. Не только там — «ранний рекрутинг» кадров логичен и применяется в крупных частных госкорпорациях, особенно в сфере энергетики и IT.

В апреле спикер Госдумы снова заговорил про «юристов и экономистов», которых у нас «слишком много». Появился и был внесен законопроект с поправками в федеральный закон «Об образовании», суть которого — регулирование «чрезмерного платного набора» на специальности, по которым «отсутствует спрос со стороны экономики и рынка труда». В проекте закона идет речь только о высшем образовании.

— Я могу сказать, что планирование КЦП — многофакторный и трудоемкий процесс, — комментирует эксперт в области образования Евгений Серов. — Он начинается еще за год до начала приема. Сначала изучают потребности рынка труда в разных сферах экономики, с учетом приоритетных. Составляются математические статистические прогнозы, которые опираются на демографию, кадровую составляющую, итоги приемной кампании за несколько лет. Устанавливаются квоты на количество мест для каждой образовательной программы, укрупненной группы и специальности. Модель КЦП учитывает не только приоритет технических и естественнонаучных направлений обучения, но распределение между регионами (а 70% или более бюджетных мест уходит в регионы. — Прим. «МК»). На региональном уровне проводится анализ наличия рабочих мест, профвостребованности и кадрового резерва. Но это далеко не все. В ноябре вузы подают заявки КЦП, обосновывая их необходимость. Минобрнауки публикует итоги до конца года. Затем следует мониторинг, после чего цифры корректируются. Могу к этому добавить, что на текущий год уже все утверждено и принято. Поэтому, скорее всего, распределение по-новому стартует через год.

Эксперты в области образования, вузы и будущие студенты по-разному реагируют на новость о возвращении «в вышку» госзаказа. Первый прикладной вывод — еще больше вырастет конкурс и обострится конкуренция, а у вузов появятся проблемы с финансированием. Особенно высокого конкурса следует ждать в столичных и топовых региональных вузах. Ведь, по заверениям правительства, «более 82% бюджетных мест распределяется на региональные вузы». В прошлом году было 73%. А социальные и прочие льготы при поступлении в вузы никуда не делись.

При этом часть экспертов излучает оптимизм: на кафедрах технических вузов уверены, что госрегулирование приема поможет подготовить больше специалистов для ВПК, энергетики, высоких и тонких технологий. Особенно это касается вузов «второго и третьего звена», испытывающих недостаток в финансировании программ и притоке абитуриентов.

В парламенте тоже звучат мнения о том, что конкурентный подход к распределению КЦП — вещь лишняя. «При конкурсном подходе вузы в регионах могут оказаться в менее выгодном положении по сравнению с московскими», — считает первый зампред думского Комитета по науке и высшему образованию Александр Мажуга. И добавляет, что при таком распределении «востребованные экономикой направления часто оказываются менее популярными».

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *