Захотели уменьшить количество предметов
В Госдуме продолжают размышлять о школьниках. С предложением о «смягчении» школьной программы выступила первый зампред думского комитета по просвещению Яна Лантратова — она заявила, что школьники испытывают «хроническую усталость, стресс и даже проблемы со здоровьем». Мол, сегодняшняя программа нацелена на «академические достижения» и совершенно не учитывает «физическое и эмоциональное благополучие» учеников. Поэтому учебные планы надо привести к порядку, учитывающему «возрастные особенности школьников и их физиологические потребности». А домашние задания должны быть такими, дабы «создать условия, при которых дети смогут заниматься спортом и искусством».
«МК» узнал, что думают о «заученности» современной программы в школе и что конкретно предлагает депутат.
Проблема выглядит сложной и даже парадоксальной. С одной стороны, объем знаний по каждой дисциплине растет, совершаются все новые научные открытие. Цифровизация тоже идет семимильными шагами, программирование сегодня, как «второй язык», необходимо каждому. С другой — нельзя объять необъятное, и так у старшеклассников каждый день по 8-9, а то и 10 предметов в расписании.
— Я сама преподаватель и отслеживаю новости по ЕГЭ, – рассказывает Ольга Коренкова, мама финалиста Всероссийской олимпиады школьников (ВОШ) по информатике. – Общее ощущение такое, что депутатов штормит – они то предлагают какие-то предметы в расписание, то их сокращают. Многие, кто вносит предложения, сами очень плохо разбираются в школе. Олимпиадники то нужны, то никому не нужны, и сейчас эта тема опять в подвешенном состоянии. Я бы всем вообще, кто говорит об олимпиадах, советовала пройти школьный этап ВОШ и убедиться, что с наскоку его не сдашь даже с профильным образованием. Поэтому, если уж что-то делать, надо или самим глубоко вникнуть, или собрать реальных профи, учителей.
— Если вообще говорить о том, как менялось образование, можно сказать, что общие принципы его неизменны, – говорит учитель истории и обществоведения Владимир Брюханов. – Еще древние греки и римляне заложили основы для всестороннего развития личности, когда наравне с математикой и геометрией, языками, правом преподавали искусство, физическую культуру. В период великих технических открытий школа к этому вернулась, добавив общедоступность, массовые учебники и наглядные пособия.
— Проблема вот с этим академическим образованием не только наша, – говорит научный сотрудник кафедры культурологии из московского педвуза. – Если попросту, то вроде бы, надо знать и классиков, и языки, и математику-физику-историю, и другие предметы тоже важны. И еще дополнительные, в зависимости от направления обучения. Количество знания с точки зрения информационной единицы выросло кратно по большинству дисциплин за последние 75 лет. Что требует либо многих часов ежедневно на усвоение информации, либо какого-то сокращения. Мне лично близка междисциплинарная модель, когда в каждом профиле обучения есть углубленное обучение, а неосновные предметы преподаются в ознакомительном порядке, или эти знания вкраплены в другие предметы. Идея Джона Дьюи сегодня может быть рассмотрена даже в контексте мультипредметности, когда естественно-научные география, биология и какие-то разделы физики можно объединить в блок, как и «точные» или гуманитарные дисциплины. И преподавать в рамках одного предмета. Я, как человек, в обозримом прошлом сам сдавший ЕГЭ, считаю, что будущему математику необязательно знать этапы формирования зиготы или детали строения пестика у цветка, а биологу не нужна теория статистики или «глубины» тригонометрии, если он только в биоинженерию не собирается. Для многих это крамола. Но я считаю, что учебному плану среднего и старшего школьника сегодня, как и студенту в вузе, нужна индивидуальность, диверсификация и профильность, иначе в таком объеме знаний он просто тонет.