Заслуженный учитель Ямбург оценил образование России, США и Украины
Сайт международного реестра IQ опубликовал итоги прохождения IQ-теста жителями 126 стран. Китай, Иран и Южная Корея заняли в нем первые места. Россия оказалась на шестой позиции, США – на 27-й. Украина занимает 78-ю позицию.
тестовый баннер под заглавное изображение
Как известно, показатель IQ зависит от системы образования школьного и дошкольного в стране. Еще в 1957 году, когда СССР запустил спутник, американцы многое позаимствовали из нашей школьной системы. Поэтому за анализом рейтинга «самых умных» стран мы обратились к известному учителю России.
– Если это дает пользу образованию, это не просто этично, это критично и необходимо делать, – заявил в беседе с «МК» заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург. – К примеру, не может быть национальной африканской математики и национальный колумбийской физики – это чушь собачья. Поэтому – почему не определять? Если трезво смотреть на то, что у вас происходит, нужно пользоваться теми инструментами, которые разработаны человечеством.
Мы сейчас на ведущих местах. И в советское время у нас было очень хорошее фундаментальное среднее образование. Но мы плыли, как только эти знания нужно было применить в новых измененных ситуациях. А между тем пока нам не мешали, по осмысленному чтению в начальной школе мы вышли на одно из первых мест в мире. Дальше: наши ребята побеждают на олимпиадах по искусственному интеллекту, химии, математике, информатике. И очень смешно, когда с нами соревнуются американские команды. Сборные США, которые побеждают, наполовину состоят из китайских участников, наполовину – из выходцев из России.
А китайцы наши методики взяли. Нужно свое сохранять. Приведу один наиболее простой пример, как историк по образованию: был такой вопрос теории экономики переходного периода экономиста Николая Бухарина. Что она сегодня обозначает? А сегодня, между прочим, ее в Китае применили – там существует многоукладная экономика, они очень быстро пошли вперед. И наряду с государственным сектором в Китае существует мощный частный сектор, который называется «Красный капиталист» и т.д. Поэтому, на самом деле, мы на передовых позициях, и с этого пути сворачивать не нужно.
– Американское образование в принципе плохое и поверхностное. Не случайно в США огромным успехом пользуются наши учителя математики и есть огромная частная структура под названием «Русская математическая школа». Скамейка ожидания в нее очень большая. Все хотят туда попасть, потому, что там учат очень хорошо.
– Иран тоже идет своим самостоятельным путем и дает свое фундаментальное образование. На мой взгляд, патриотизм, который мы сейчас педалируем, и космополитизм – это две стороны одной медали. Что такое хорошее национальное образование? Это хорошее, подчеркиваем, образование, которое и свое, что накоплено, не бросает, и берет то лучшее, что было накоплено в мире. Вопрос: кого ты больше любишь – папу или маму, на самом деле дурацкий. И папу надо любить, и маму. И эти крайности довольно опасны. Опасно свое накопленное выбрасывать на помойку истории и так же абсолютно опасно брать только то, что где-то накоплено, забывая свое. Это как два плеча одного коромысла, которое надо держать в равновесии.
– Я это понимаю, у меня было огромное количество контактов с учителями и врачами с Украины. Она опустилась так низко, потому что повелась на западную систему образования, которая отбросила все то хорошее, что дал ей Советский Союз.
Ситуация с военной операцией заставляет их в идеологических и пропагандистских целях отказываться от всего того, что было связано с Советским Союзом. А там было много чего хорошего, в частности, система среднего образования. Если поумнеют, вернутся к этому, нет – так это их проблемы.