Видео с агрессивными преподавателями «сливают» в Сеть
Каждое праздничное 1 сентября появляется надежда, что участники «образовательного процесса» перестанут наступать на одни и те же грабли и будут жить мирно. Но, увы – всего за неделю с начала учебного года произошло несколько резонансных случаев агрессии по отношению к учащимся со стороны педсостава. Схема все та же – эпизод становится известным после того, как снят на телефон и выложен в соцсеть.
Наиболее дикий случай произошел в Уфе. Там студенту второго курса (это возраст 16-17 лет. – Авт.) Уфимского автотранспортного колледжа педагог обмотала шею и подбородок липким скотчем красного цвета. Известно, что Раиса С. (имя изменено), которая это сделала, преподает в колледже историю и охрану труда, она окончила Башкирский госуниверситет в 1990 году. Женщина — серебряный призер III регионального чемпионата республики Башкортостан «Навыки мудрых» (по охране труда), участница регионального конкурса «Лучший преподаватель года-2019».
На видео, снятом откуда-то с задних рядов в аудитории, видно, как преподаватель грубо наматывает липкую ленту на шею студента, приговаривая: «Что непонятно было в слове «не мешать работать никому»? Парень пытается сдвинуть «повязку», тогда преподаватель хватает его за загривок и тянет ленту выше, а потом перекусывает скотч зубами. На этом запись обрывается.
Известно об инциденте, как обычно, стало из соцсетей. После публичного скандала, из УАТК сообщили, что преподаватель С. отстранена от работы и в колледже начата проверка.
В профиле, который до сих пор висит у Раисы С. на сайте Минобра Башкортостана, сказано, что она «ценный кадр». Кроме местного университета, женщина в 1995 году окончила академию госслужбы и стала юристом. Больше того, С. — представитель педагогической династии, ее дедушка был директором школы, мама учителем и завучем. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь», — приводит она в самопрезентации слова Ключевского.
А вот на Кубани в станице Старокорсунской (пригород Краснодара) учитель школы №85 выбросила в коридор портфели учеников. И это тоже сняли на видео: валяются в коридоре 3 или 4 школьных рюкзака, из класса летит еще один, книжки рассыпаны на полу. «Вы не имеете права заходить без разрешения в кабинет!» — кричит из недр класса учитель. Ее тоже мельком видно у дверей класса. «Сейчас твой прилетит», «А что, если там телефон?», — комментируют действия педагога ученики.
Конфликт, по словам школьников, вспыхнул из-за того, что учитель не хотела, чтобы дети находились в аудитории во время перемены. В администрации рассказали, что в школе уже провели «педагогическое расследование» и беседы с учителем и детьми (на вид это пятиклассники). Из Департамента образования Краснодара через МЦУ сообщили, что поведение учителя «было некорректным», но сейчас «конфликт между педагогом и детьми урегулирован».
В Севастополе на первой учебной неделе директор школы № 57 Галина Гузанова не одобрила яркий цвет волос 15-летней Насти, покрасившейся хной. Далее «показания сторон» расходятся: родители девочки-подростка утверждают, что в понедельник Настю не пускали в класс и разрешили зайти только после того, как отец девочки пригрозил вызовом полиции. Версия школы и местного образовательного ведомства это опровергает.
«Директор утверждает, что ребенок был допущен к занятиям после второго урока и до сих пор посещает школу с рекомендацией привести себя в надлежащий вид», — сообщает пресс-служба Департамента образования и науки Севастополя. И приводит скрины из Правил внутреннего распорядка школы, где в разделе 3 подпунктами 3.8 утверждено: запрещаются экстравагантные стрижки и прически, запрещается окрашивание волос. На исправление ситуации с волосами семье Насти дали неделю.
— В разделе «Организационно-правовые документы» на официальном сайте СОШ №57 (с реализацией доп программ в области искусства) города Севастополь содержатся «Правила внутреннего распорядка обучающихся» — там таких пунктов и подпунктов нет, — говорит юрист Станислав Попов. – Там в пункте 4 утверждается, что обязательно ношение школьной формы. Указанные пункты содержит некое Положение (в разделе «Иные документы» на сайте школы) о требовании к единой школьной форме и внешнему виду обучающегося за 2019 год, подписаны директором школы. Вкратце – оно незаконно.
У нас есть Федеральный закон «Об образовании», который говорит о том, что вводить у себя форму для учеников или нет, решать школам. Подчеркиваю – речь идет об одежде: стиль, цвет, фасон, знаки отличия – логотип, галстук, шарф и пр. Это можно у себя ввести и требовать от учеников. Да, школы имеют право издавать внутренние нормативные документы, такие как Устав, Правила внутреннего распорядка и т.д. Положения – это вообще о другом, есть образцы Положений для школ и там совсем не про прически. Но, в любом случае, никакие локальные документы не должны противоречить основному действующему закону «Об образовании» и принятым подзаконным актам. В данном случае, Положения – самодеятельность директора, их требования нелегитимны. Я бы на месте департамента не на «Положения» указывал, а устроил школе юридический аудит.
— Мне не хочется в очередной раз говорить о том, как учителя выгорают, что требования для работников системы образования очень изменились, а работники сами — нет, — говорит семейный психолог Марьяна Разумовская. – А хочется остановиться на тех, кто «входит в понимание» действий педагогов, наматывающих скотч на детей или швыряющихся портфелями. Посмотрите, сколько такого в обсуждении инцидентов: дети «довели», «спровоцировали», «сами виноваты». Как и в других подобных случаев, 30-40% комментариев такие.
Вот к этим людям хотелось обратиться – чтобы они осознали для себя, почему и зачем поддерживают зло и несправедливость. Многие дети в предыдущих поколениях в нашей стране росли в обстановке авторитарного воспитания в школе и дома. Существовал высокий фоновый уровень разных видов насилия: эмоционального отрицания, пассивной и активной агрессии, родительского обесценивания и отчуждения. Даже там, где семья была полной и не особо токсичной, как теперь принято говорить, детей нельзя было хвалить, «иначе зазнаются». Сегодня, не порицая, а «входя в понимание» таким учителям, комментаторы защищают своего внутреннего ребенка. Недолюбленного, недооцененного, эмоционально сломленного. Это проекция детского восприятия, самооправдания такого поведения со стороны значимого взрослого – учителя, родителя. И накладывающееся на это «выученное злорадство» —механизм конкуренции слабого со слабейшим. В общем, оправдание учителей-агрессоров по отношению к детям как первая реакция на такую историю – тревожный звонок о дегуманизации всей системы ценностей. И нужно срочно что-то менять.