В расписании появится еще один еженедельный классный час
Программу ранней профориентации во всех российских школах начнут внедрять уже с сентября. Как стало известно «МК», во всех регионах, включая Московскую область, стартует проект по введению нового стандарта приобщения детей к будущей профессии в 6-11-м классах – лишь Москва пока остается неохваченной.
Работать такая ранняя профориентация будет на базе федерального проекта по выбору профессии. В учебном плане появится еще один классный час (скорее всего, по четвергам). То есть формат внеурочный, но обязательный для посещения, как и пресловутые «Разговоры о важном».
В школах о нововведении стало известно еще в июне, когда разослали рекомендации Минпросвещения. В письме ведомства указано, что «с целью решения задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета страны в школах вводится ранняя профориентация детей». Мол, уже в школе необходим некий профминимум в будущей профессии – трех видов: базовый, основной и продвинутый. И это только на пилотном этапе.
За два года к федеральному проекту, который был разработан Фондом гуманитарных проектов и Институтом стратегии развития РАО, примкнуло немало школ. Теперь и остальные должны подтянуться. И зарегистрировать на портале не менее 60% учеников из каждого класса в средней и старшей школе. Ответственными за проведение профориентации и классных часов, как и за «Разговоры о важном» (РОВ), будут классные руководители. В рекомендации их новая функция названа «педагог-навигатор».
Занятия по профориентации будут идти в урочной форме и в практической. На уроках (классных часах) школьникам дадут некий вводный курс. Внеклассная деятельность подразумевает экскурсии, выставки, лекции и, собственно, обучение профессии. «Это комплекс мероприятий из шести форм», – пишут специалисты министерства.
А на закономерный вопрос о том, где же будет проходить производственная или просто практическая часть занятий, дают такое пояснение: для школ предполагается заключение партнерского соглашения с профессиональными образовательными организациями (например, в формате учебно-производственного комплекса), организациями высшего образования, компаниями-работодателями). Выбирать их надо с расчетом на то, что в приоритете инженерные, медицинские, космические, информационно-технологические (IT), педагогические, предпринимательские и другие классы.
Кстати, проф- и предпроф-классы уже есть в Москве, где они были введены с даже опережением. Разделение по направлениям учебы идет уже с 5-го класса.
Некоторый свет на будущий профминимум проливает портал самого федерального проекта. Тут есть разделы и для педагогов, и для школьников, и для родителей, и для партнеров школ. Есть планировщики по выбору личных приоритетов, тестирования, рекомендации по выбору профессии. Вроде бы все по делу – для родителей, например, составлен опросник: «СПО или вуз?» или «Какие у ребенка сильные стороны?».
И все-таки, судя по «разговорам в учительской», большинство классных руководителей сбиты с толку. Еще один обязательный час в неделю, предполагающий еще какие-то практики и внеклассные выходы, – это новая нагрузка. «Оттарабанить присланную сверху программу», как надеются некоторые, вряд ли удастся. У региональных учителей проскальзывает неоригинальный вопрос: будут ли за это платить?
На оплату за «Разговоры о главном» некоторым педагогам дирекция так и не раскошелилась или перечисляет мизер. Но есть и те, кто не думал не гадал стать «учителем-навигатором». «Я просто тьютор для детей с ОВЗ, какой мне еще профминимум?» – спрашивает, к примеру, педагог из Рязани.
– В нашей школе в прошлом году появилось это все, – рассказывает москвичка Вита, мама 13-летнего Арсения. – Поскольку мы пока не знаем, в какую вообще область ему идти, то решили записаться. И еще несколько детей из класса. Не знаю, как дальше это будет, когда всех обяжут участвовать, но пока даже занимательно. Мотивационный опрос и тестирование показали, что детям больше подойдут творческие профессии: фотограф (их оказалось больше всего, 4 человека в классе), кондитер и дизайнер. Вот они все вместе с классным руководителем и ходили сначала в студию, где им дизайнеры рассказывали о своей работе. И все попробовали себя в роли фотографов, снимали друг друга. Потом ходили на кулинарный мастер-класс. Было здорово, всем очень понравилось. Но у нас вообще учитель легкая на подъем – часто то экскурсия, то походы в театр.
Что касается самой профориентации в таком виде – гораздо интереснее, чем было у нас 30 лет назад. Нас просто водили по обувным и бумажным фабрикам…