Общий дистант и другие страшилки вокруг «безопасного мессенджера» для учебы
«Уважаемые родители! Мы переводим школьное общение на безопасный сервис. Для этого нужно привязать аккаунт в электронном журнале к учебному профилю в чат-приложении на… (рекомендуемая соцсеть)». Такие сообщения намедни классные руководители разослали родителям по всей стране. Но люди не хотят подключаться – мы узнали, почему.
Разработка отечественной платформы для общения учителей, родителей и школьников началась в 2021-м. К работе подключились специалисты Минцифры, электронной госкорпорации и двух отечественных «сетей», социальной и почтовой. Разработка нового сервиса шла в рамках формирования цифровой образовательной среди (ЦОС).
В 2022-м платформу апробировали в школах ряда регионов: в Дагестане, Томской области и Екатеринбурге, Нижнем Новгороде и др. И там, надо полагать, все пошло хорошо, ведь с 2023-го учителей массово начали агитировать переходить на этот ресурс. Тут обнаружились некоторые «детские болезни» больших платформ: «зависы», перегрузки, проблемы с регистрацией. Айтишники говорят, что это нормально – а как еще «отработать сеть»?
Но не совсем понятно, почему, если официально еще шла обкатка системы, в некоторых регионах управление образованием требовало от школ стопроцентной регистрации? Из Татарстана, Ставропольского края, Омской области, Санкт-Петербурга и других городов учителя сообщали, что их заставляют.
Возможно, сегодня, когда конечный продукт внедряют в массы, возник общий эффект усталости от «указивок сверху», бесконечных регистраций на ресурсах, хоть каким-то боком связанных с образованием: олимпиад, конкурсов, учебных платформ… «Надоела имитация активности и «движухи», пишут учителя.
С другой стороны, даже там, где платформу сначала приняли в штыки, со временем оценили и положительные стороны. При некоторой громоздкости ресурс все-таки изначально был создан для целей образования. Заточенность под школу обеспечивает относительную безопасность общения. В профиль к ребенку не постучится наркодилер или другой сомнительный дядя под личиной ровесника, как в других соцсетях. А возможности примерно такие же: чаты, конференции, опросники, электронные журналы и дневники.
Доступ в систему возможен только по приглашению, есть разные уровни администрирования: учитель, родитель, админ, ученик. Можно обмениваться документами в любом формате. Пользователи отмечают преимущество в том, что можно создавать отдельные темы: праздники, ВПРы, ОГЭ и ЕГЭ, соревнования, олимпиады, грамоты и др. А не валить все в кучу в одном чате, где сообщения часто теряются.
И, конечно, не выдерживают критики такие аргументы против портала, как тотальный дистант, на который «всех хотят посадить». Или же что добавление на портал – аналог «электронного чипирования», и что «социальный рейтинг гражданина будет со школьной скамьи». Также никакой критики не выдерживает версия, что будут засвечены личные данные. Тем не менее на такой версии событий настаивает известная родительская ассоциация, изыскивая юридические основания не регистрироваться.
— Зарегистрировался без проблем, сервисы вроде бы нормально сделаны, – делится первыми впечатлениями программист из Москвы Иван Березин. – Как будет работать, посмотрим в эксплуатации… Конечно, проще всего будет подключиться тем, у кого уже есть аккаунт в сети разработчика. Аргументы о тотальном контроле или вмешательстве в личные данные просто смешны. 90% персональных данных уже есть в Сети, и большей частью в открытом доступе. Что они собрались скрывать – имена, фамилии? Более половины населения при кредитах – вот где слив всего и вся, особенно в микрозаймах. Да и скорость рассылки таргетированной рекламы «на основании ваших предпочтений» разве не удивляет? Беспокоиться об анонимности своих действий в Интернете большинству уже поздно.
Понимаю тех, кому не нужен еще один чат или чаты, их и так вагон. Но тут вроде бы идет речь о том, чтобы все из других мест ушли и остался только один этот ресурс для «всего школьного».