«Кем я хочу стать?» – этот вопрос задавал себе каждый школьник. При этом ответ мог меняться чуть ли не каждые полгода. Вот, в школе начались первые уроки биологии, и ребенок уже представляет себя зоологом. А потом принялись изучать химию, и школьник мысленно примеряет белый врачебный халат. Как не запутаться в таком огромном выборе профессий? Как выбрать то, что по душе? Как быть востребованным специалистом в будущем? Теперь школьникам станет проще определиться, ведь с этого учебного года в России во всех школах введен Профориентационный минимум.
С 1 сентября 2023 года во всех школах страны внедрена единая модель профориентации – Профминимум, для обучающихся 6–11-х классов. Согласно инициативе, теперь каждый четверг школьников среднего и старшего звена знакомят с современным состоянием и перспективами развития отраслей экономики, рассказывают о региональном и федеральном рынках труда, востребованных профессиях. Модель реализуется Министерством просвещения Российской Федерации, федеральным оператором выступает Фонд гуманитарных проектов.
Президент России Владимир Путин поставил конкретную задачу – за ближайшие пять лет подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий для электронной промышленности, индустрии робототехники, машиностроения, металлургии, фармацевтики, сельского хозяйства и ОПК, строительства, транспорта, атомной и других отраслей, ключевых для обеспечения безопасности, суверенитета и конкурентоспособности страны.
«Профориентация – очень важное направление работы. Надо, чтобы ребята уже с раннего возраста могли видеть, какие возможности для самореализации есть в их регионах, как развивается экономика, промышленность, сельское хозяйство нашей страны. Мы делаем все для того, чтобы обеспечить гармоничное развитие школьников, дать им хорошее образование, проводить воспитательную работу», – сообщил министр просвещения Сергей Кравцов.
Профминимум – это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. В школах он будет проходить на одном из трех уровней: базовый, основной и продвинутый. Первый включает в себя урочную деятельность – это когда во время, например, математики детям рассказывают, в какой профессии она пригодится, где потом можно будет применить полученные на уроке знания. Также подразумевается работа с родителями и внеурочный курс занятий «Россия – мои горизонты», первые из которых уже прошли в школах по всей стране.
«В сентябре в школе начались занятия по программе «Россия – мои горизонты». Я и мои одноклассники из видеороликов, просмотренных в ходе урока, узнали о цели этого курса, о профессиональных отраслях настоящего и будущего и различных профессий, интересных фактах о России и возможностях молодых людей для поиска профессии для себя и для развития России, а также о рынке труда. Мы говорим «Да» занятиям «Россия – мои горизонты», – поделилась впечатлениями ученица 9-го класса из станицы Старощербиновская Краснодарского края Екатерина.
В школах, реализующих основной или продвинутый уровень профминимума, дети могут с помощью наставника попробовать погрузиться в реальную профессию. Они побывают на экскурсиях на производствах регионов, в вузах и колледжах, поучаствуют в профессиональных пробах и в ярмарках профессий. А еще научатся новому на мастер-классах, в кружках и секциях, смогут получить углубленные знания в том предмете, который будет им необходим для построения карьеры.
«Система образования реагирует на вызовы, которые формирует рынок труда и текущая экономическая ситуация не только в нашей стране, но и в мире. Развитие биоинженерии, ИТ-технологий, все это задает определенный тренд для образовательных систем. И образовательная система нашей страны пытается подстроиться, адаптироваться к новым реалиям. Абитуриенты все чаще выбирают новые и перспективные направления, понимая, что со временем они будут лидировать в плане карьеры, доступных вакансий и так далее», – рассказал председатель Общества защиты потребителей образовательных услуг Виктор Панин.
По предварительной информации от региональных операторов профминимума, в этом учебном году более 21 тысячи школ реализуют базовый уровень профминимума, более 13,5 тысячи – основной и более 2,5 тысячи – продвинутый. Мероприятиями охвачено порядка 7,6 млн детей. Более 2 700 предприятий успешно подключились к единой модели профориентации. В их число входят как корпорации, так и региональные компании. На их базе пройдут экскурсии, мастер-классы, дни без турникетов, а также профессиональные пробы. В 80 регионах, где реализуется продвинутый уровень профминимума, около 163 тысяч обучающихся приступят к освоению программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих.
«Родители давно говорили, что школа должна готовить к жизни, имея в виду прежде всего, что молодой человек еще в школе должен подготовиться к осознанному выбору своего профессионального пути. Помимо изучения базовых предметов по программе, осознать свои способности, интересы, увидеть свои сильные и слабые стороны, понять, где можно применить свои таланты. Помимо этого, важно знать, как и куда развивается экономика и промышленность, какие технологии становятся драйверами этого развития, как меняется рынок труда, профессии, какие предприятия есть в регионах и на федеральном уровне, чем они занимаются в текущем моменте и какие перспективы. К этому долго подступались, и сейчас законодательно в цели и задачи школы вошла профориентация. Я не слышала пока ни одного негативного отзыва. Родители приветствуют, что для школы это становится приоритетной задачей. Очень надеемся, что профминимум и вся та работа, что сейчас ведется в рамках проекта «Билет в будущее», приведет к тому, что у нас будет больше осознанных ребят, которые будут поступать в университеты или колледжи, исходя из того, кем они хотят стать в будущем», – поделилась председатель комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталья Кравченко.