Представьте себе: тишина производственных цехов нарушается лишь звуками работающего оборудования. По мощным залам «Тольяттиазота» ходят не инженеры или операторы станков, а… преподаватели колледжей. Этот не совсем обычный состав стажеров приехал сюда не за теорией, а за реальной практикой.

ТОАЗ стал первой площадкой в Самарской области, где по проекту «Профессионалитет» прошли стажировку 13 преподавателей среднего профессионального образования из Республики Башкортостан. Эти педагоги – специалисты в технических дисциплинах, таких как монтаж и эксплуатация промышленного оборудования, сварка, обслуживание двигателей и агрегатов. Они приехали сюда, чтобы своими глазами увидеть, как теорию, которую они преподают, превращают в реальные производственные процессы.

От учебного класса до производственного цеха

Программа стажировки длилась всего пять дней, но каждый из них был наполнен событиями. Старт дали в Центре подготовки кадров ТОАЗ, где преподаватели начали с теоретических занятий. Здесь, на базе автоматизированной системы «ОЛИМПОКС», они знакомились с компетенциями, которые помогут им модернизировать свои учебные программы. Однако самая интересная часть началась, когда педагоги покинули классы и отправились на экскурсию по заводским цехам.

Особое внимание уделили ремонтным цехам – запорной арматуры и ремонтно-механическому. Именно здесь и началось знакомство с современным оборудованием, которое используется на одном из крупнейших предприятий химической промышленности страны. Погружение в производственные процессы – обязательный этап стажировки, а всего таких этапов, или как еще их называют – модули, три – один по теории и два практических. Ведь для того чтобы учить студентов реальным навыкам, преподавателям самим нужно понять, как устроены современные технологии.

«Мы начали с цеха по ремонту запорной арматуры, и все увиденное оказалось для меня настоящим открытием. Отладка станков, этапы подготовки каждой детали. В колледже мы, конечно, рассказываем студентам про технологию, но одно дело – говорить о схемах, и совсем другое – видеть этот процесс в действии. Особенно поразило, как четко и слаженно работают системы контроля на каждом этапе. Мне удалось поработать на современном сварочном оборудовании, на котором я сам раньше не работал. Появилось понимание, что нужно обновить наши учебные программы», – рассказывает один из участников стажировки, преподаватель технического колледжа Уфы Евгений Антонов.

Практика, как она есть

Одним из наставников стажировки на этом потоке выступал Сергей Гулькин, заместитель генерального директора по персоналу и коммуникациям АО «ТОАЗ». По его словам, такое обучение – это важный шаг для того, чтобы преподаватели могли улучшить качество образования: «После практических занятий на нашем предприятии им будет проще передавать свои знания будущим специалистам. Они посмотрят, как устроены процессы изнутри, и смогут адаптировать свои учебные программы под реальность».

Завершили стажировки демонстрационным экзаменом, где педагоги показали, как усвоили полученные знания и навыки. Это не просто формальность: по итогам этой работы преподаватели вернутся в свои колледжи и начнут внедрять новые элементы обучения, которые помогут их студентам быть готовыми к реальной работе.

Проект «Профессионалитет» – это не разовая инициатива, а часть масштабной программы, которая помогает колледжам выпускать уже опытных студентов с нужными квалификациями. По сути это масштабный стратегический шаг для страны, который должен повысить квалификацию будущих специалистов, сделать их подготовку более современной и, что самое главное, отвечающей запросам предприятий.

Стажировка на «Тольяттиазоте» показала, что такая форма взаимодействия колледжей и предприятий может стать новой нормой. Для экономики, ориентированной на производство, это шанс подготовить кадры, которые действительно ждут на рынке труда.

Все стажировки, разработанные Институтом развития профессионального образования, помогают педагогам реально взглянуть на современное производство, и недавно группа преподавателей из Новомосковского политехнического колледжа погрузилась в работу на заводе «Новомосковский Азот» компании ЕВРОХИМ – еще одном крупнейшем химическом гиганте страны.

Стажировка длилась всего два дня, но за это время преподаватели смогли пройти путь от изучения корпоративных учебных программ до работы на производстве. В первый день педагоги познакомились с системой обучения, которую использует компания ЕвроХим для подготовки своих сотрудников. Программа охватывает все ключевые компетенции, которые требуются для работы в химической промышленности, от безопасности до освоения новейших технологий.

Но наиболее запоминающимся стал второй день, когда преподаватели надели каски и отправились в цеха завода, чтобы увидеть, как эти компетенции применяются на практике. Погружение в производственную культуру – это не просто экскурсия по предприятию. Под руководством инженера Александра Миронова преподаватели работали на симуляторах в цехе по производству карбамида. Здесь они не просто изучали оборудование, но и учились принимать решения в реальных условиях, тренируясь на тех же симуляторах, на которых обучают сотрудников завода.

«Дни на производстве пролетели на одном дыхании. К полученным навыкам в работе мы добавляем теперь полученные навыки от мастеров ЕРОХИМА, пять дней мы вживую наблюдали за как минимум пятью циклами работы АЗОТа и, конечно, это того стоит. Мне понравился ряд технологических решений, сейчас я уже применяю эти навыки в своих занятиях, и ряд моих студентов, возможно, в ближайшее время пройдут подобную практику также в АЗОТе», – рассказала преподаватель Дарья Павлова. Новые горизонты для студентов и преподавателей

Помимо работы в цехах педагогов ожидала встреча между колледжем, ЕвроХимом и Российским химико-технологическим университетом (РХТУ), где обсуждались планы на будущее. Главное, о чем сумели договориться предприятие, вуз и колледж, – включение предметов, которые будут вести преподаватели высшей школы, в программу подготовки студентов колледжа. Это позволит сократить путь от среднего профессионального образования до бакалавриата, открывая студентам возможность продолжить обучение на специализированных программах РХТУ. Получается, что теперь в цепочке возможностей успешного студента – и колледж, и вуз, и предприятие. Отличный путь к успешной карьере мастера. Дуальная система обучения – шаг в будущее

Итоги стажировки не заставили себя долго ждать. Уже с сентября этого года колледж начал внедрять дуальную систему обучения, где часть курсов перенесена прямо на площадки завода. Это значит, что студенты последних курсов смогут учиться не только в стенах колледжа, но и тренироваться на реальном оборудовании под руководством сотрудников завода.

Для химической отрасли это такая улучшенная подготовка будущих кадров, которые будут знать производство не понаслышке, а из первых рук. А для преподавателей – это возможность обновить свои программы, сделать их более практичными и адаптированными к современным условиям.

Фото из архива предприятий «Новомосковский завод» и ТОАЗ

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *