Целевики и платники нашли способ «взломать систему»
В Минобрнауки назвали самые популярные вузы по итогам приемной кампании. По мнению ведомства, это Российский технологический университет (МИРЭА), Национальный исследовательский университет МЭИ и Московский политех… Но вот незадача: в некоторых «востребованных вузах» почему-то объявили допнабор. В основном – на инженерные специальности.
Например, у чемпиона по числу поданных от абитуриентов заявок (МИРЭА, 84186 по данным Минобрнауки), дополнительный набор идет сразу по нескольким топовым направлениям: прикладная математика и информатика, прикладная информатика, биотехнологии, системы связи, статистика. И это не считая инженерных: приборостроение, машиностроение, материаловеденье и др. Правда, на каждое направление всего 1-2 вакантных места (в общей сложности «МК» их насчитал 18). Интересно, что при этом платные места уже все заняты.
Несколько другая картина у второго лидера по числу поданных от абитуры заявок на очный бюджет (74142 заявления, данные Минобрнауки) – у НИУ МЭИ. Там специальностей с допнабором не так много набралось, зато профицит мест больше. Теплоэнергетика и теплотехника – не занято 121 место (и 48 платных). Электроэнергетика – свободно 11 бюджетных и 30 платных мест. Энергетическое машиностроение – бюджетных 3, платных 18.
В числе московских вузов с допнаборами фигурируют и такие известные университеты, как СтанкИн – тут незанятыми остались чисто инженерные «места»: конструирование, проектирование, приборостроение и пр. – всего вакантно около 100 мест бюджета. Или Московский автомобильно-дорожный гостехуниверситет (быв. МАДИ) — 20 мест. Удивил дополнительный набор в Московский государственный психолого-педагогический университет на ведущие специальности психологии, социологии и педобразования – небольшой, впрочем. И ГИТИС, который набирает на декорации и сценографию по 5 человек на каждое, и еще 7 мест на продюсирование…
В Санкт-Петербурге тоже есть недобор, и в основном тоже в инженеры. В знаменитом питерском Политехе не вывесили информацию о числе свободных мест, но направления такие: химическая технология, машиностроение, технологические машины и оборудование и пр. Даже в медицинских недобор: в Северо-Западном госмедуниверситете им. Мечникова вакантно 20 мест. Санкт-Петербургский медуниверситет – 4 места. В региональных медицинских вузах висят незанятые бюджетные места даже на лечебное дело, педиатрию и стоматологию — но только на платном отделении.
На этом фоне существуют города, где недоборов почти нет или они незначительны: такое происходит в лесотехнических, спортивных или аграрных вузах не первой величины, в Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре, Калининграде. Но еще большие допнаборы, чем в столицах, случились в этом году в университетах Ижевска, Мурманска и Северодвинска, Йошкар-Олы.
– Там, где не занято по одному-два места на некоторых направлениях – это отказ от зачисления уже после публикации приказов, – комментирует эксперт в области образования Ольга Маева. – И в медах тоже, это целевики отказались. Там, где много мест на инженерию не востребовалось, это, конечно, просчет в распределении бюджета. Понимаете, с одной стороны, система зачисления и вычисления своего шанса пройти по баллам на бюджетное место так сложна, что напоминает прикладную математику с элементами гадания на кофейной гуще. И люди перестраховываются. Кладут оригиналы в вуз калибром поменьше того, куда бы они хотели. Например, хотят в Бауманку, а кладут оригинал в МИРЭА. Или хотят в ВШЭ, а идут в Финансовую академию. Этим можно объяснить повальное количество заявок в такие вузы второго ряда. Или проходят по целевому набору, а потом еще участвуют в общем конкурсе. Есть и категория хитрецов, которые зачисляются на целевой набор или на платное – и хладнокровно ждут допнаборов. Они знают, что абитуриент имеет право «пойти в отказ» уже после зачисления в приказе вуза. А сейчас, при развитии «суперсервиса» на госпортале, даже не надо тащиться в вуз с заявлением на отчисление и в глаза приемной комиссии смотреть. Достаточно нажать кнопочку «отказ от зачисления». В общем, когда есть система, всегда найдется и тот, кто ее хакнет.