Учеба без отметок и домашних заданий детям на пользу не пойдет
Вопрос о так называемой перегрузке учащихся обсуждается сегодня на самом высоком, государственном, уровне.
Чрезмерной назвал нагрузку на школьников председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин. В своем телеграм-канале он рассказал, что нередко получает жалобы от родителей на слишком высокую нагрузку на их детей. Спикер добавил, что комитету по просвещению поручено обсудить с профильным министерством проблему слишком высокой учебной нагрузки на школьников и целесообразность ОГЭ.
Володин подчеркнул, что сегодня школьники проводят за учебой порядка восьми-десяти часов в день. Это не может не беспокоить их родителей. Эксперты отмечают, что усталость от постоянной учебы ощущают до 80 процентов школьников. А усталость сказывается на здоровье подрастающего поколения. Спикер добавил, что такая загрузка не оставляет времени на отдых, общение с друзьями или увлечения.
В списке факторов, которые влияют на нагрузку: усложнение программы, слишком много уроков — до восьми в день, работа над собственными проектами, факультативы, сложные домашние задания. Плюс по субботам учится не менее трети школьников.
Президент РФ Владимир Путин поручил сократить объем домашних заданий, а также убрать лишние контрольные работы, чтобы усовершенствовать школьные программы. Об этом говорится в утвержденных главой государства Поручениях по итогам послания Федеральному собранию. Документы опубликованы на сайте Кремля.
«Обеспечить разработку и реализацию комплекса мер по формированию гармоничной, сбалансированной и результативной учебной и воспитательной (урочной и внеурочной) нагрузки на обучающихся по общеобразовательным программам», — следует из Поручения.
Также глава государства потребовал сделать так, чтобы содержание школьных программ соответствовало содержанию контрольных работ и материалов государственной итоговой аттестации.
Мне лично во всех этих предложениях не хватает конкретики. Более того, выскажу парадоксальную мысль: наши дети недогружены. Доказательства? Извольте.
Каждому свое: Богу богово, кесарю кесарево, а слесарю слесарево. Предположим, вас заставили заниматься модным ныне китайским языком, который никогда в жизни вам не пригодится. Вдобавок вы заведомо не обладаете филологическими способностями. Ясное дело, что налицо явная перегрузка, от которой впору взбеситься.
Противоположный пример. У ученика рано проявились математические способности, его так и тянет решать нестандартные задачи. Иными словами, он занимается любимым делом, получая удовольствие от интеллектуального труда. В такой ситуации и десять часов математики в неделю перегрузкой не будут.
Очевидный факт, что дети рождаются разными: одни с карими глазами, другие с голубыми. Это, разумеется, метафора, но очень точная. Наш национальный гений А.С.Пушкин, обладая невероятными гуманитарными способностями, математическими не блистал. И это в то время, когда в России проживал выдающийся математик Леонард Эйлер. В общей сложности он проработал в России 3 года. Уровень математического образования в стране был высочайшим. В Царскосельском лицее преподавал квалифицированный учитель математики. Однажды он иронически упрекнул будущего великого поэта в том, что тот не мог поделить число 33 пополам. В классе раздался смех. Но, помимо прочих достоинств, юный Пушкин обладал самоиронией. Этот досадный эпизод он использовал в «Царе Салтане». Там дядька Черномор выводит тридцать три богатыря на берег парами. Перечитайте внимательно сказку, и тогда вы сможете оценить самоиронию поэта.
В качестве одной из «эффективных» мер снижения нагрузки на школьников предлагается обучение без отметок. Но не будем путать отметки и оценки. В первых, во вторых, а в ряде школ и в третьих классах уже давно учат без отметок. Но даже маленький человек хочет получить оценку своего труда. Он и получает ее в виде солнышка, флажка и прочих, как бы мы сегодня сказали, лайков. Мало того, для родителей также важно знать, как и в какой степени их чада осваивают школьную программу. Для чего это им нужно? Для того чтобы дома вместе с детьми закреплять полученные в школе знания. Но это же не что иное, как выполнение домашних заданий. А как иначе? Еще никому не удавалось без зубрежки освоить таблицу умножения.
Серьезная учеба действительно тяжелый труд. Пословица «без труда не выловишь рыбку из пруда» относится отнюдь не только к рыбной ловле. Некоторые наши учительницы вышли замуж за иностранцев. Одна из них, учительница музыки, работающая в Швеции, поведала мне, что там с прилежанием учатся в основном русские и китайцы. Шведских детей нельзя напрягать. Но скрипку держать поначалу больно, а часами играть гаммы нудно. Не зря же великий скрипач Давид Ойстрах бил своего сына по рукам и заставлял играть по пятнадцать часов в день. Для побуждения к учебе в равной степени необходимы кнут и пряник.
Что касается домашних заданий в старших классах. Так случилось, что в наших филиалах госпитальных школ, о которых я не раз рассказывал на страницах «МК», лежат длительно болеющие дети, которые наравне со всеми сдают ОГЭ и ЕГЭ. И они зачастую блестяще выдерживают эти экзамены. У нас, специалистов, существует понятие «формирующее оценивание». Для того чтобы успешно сдать экзамены, длительно болеющие дети сами должны оценить уровень своей подготовки. Помогает в этом компьютер. Не учитель, который своей оценкой может ранить больного ребенка, а машина. Решая типовые задания, ученик может тренироваться бесконечно, доводя свои навыки с оценки «три» до «пятерки».
Наконец, очевидным фактором является то, что, например, одни ученики лучше осваивают физику в академических аудиториях, а другие — при ремонте автомобиля. Несколько лет назад один из выпускников с трудом окончил у нас девятый класс, сдав физику на тройку. Но у него было невероятное чутье на электронику автомобилей. Послушает, понюхает и определит, что в машине не так. Талант, как ни крути.
После окончания школы он поступил в колледж, а надо сказать, что сегодняшние колледжи в Москве это не пресловутые ПТУ из прошлого, от которых, как черт от ладана, шарахались родители из-за их полукриминального контингента. Сегодня этот выпускник — успешный владелец автосервиса. Иногда он подвозит своего директора домой.
Подведем итог. Каждому свое. Снятие перегрузки возможно при наличии гибкости и вариативности образования. В этом направлении уже сделаны существенные шаги. Коль скоро выпускник поступает на мехмат МГУ или в Физтех, он сдает повышенную математику, а будущий гуманитарий — математику базовую.
А вот что действительно надо поправить, и в этом абсолютно прав Президент РФ, так это сократить количество проверочных работ, спускаемых сверху, и привести в соответствие содержание этих работ с материалами итоговой аттестации.