Эксперты прокомментировали задание, где было два правильных ответа
В пятницу, 6 июня, отмечался день рождения Александра Пушкина, а еще это День русского языка. Самое время обсудить ЕГЭ по этому предмету, который не обошелся без вопросов. Учителя из Екатеринбурга нашли подвох в одном из заданий, где нужно было правильно расставить запятые в предложении. При этом допускался только один правильный ответ. А педагоги посчитали, что в приведенном задании правильных — два. Корреспонденты «МК» попробовали разгадать эту головоломку.
тестовый баннер под заглавное изображение
Вот оно, спорное задание в интерпретации сибирских педагогов. «Видно было (1) что кустик переехали колесом (2) и уже после он поднялся (3) и потому стоял боком (4) но все-таки стоял».
Классический правильный ответ: 1 и 4. Но все же вариант 1, 2, 4 тоже соответствует нормам русского языка. И какой вариант правильный, нельзя понять без контекста. Но пояснения в этой части ЕГЭ не предусмотрены.
«МК» показал процитированное предложение филологу Евгению Ремезову. Он также уверен, что в предложение можно расставить запятые по двум вариантам.
— Первая запятая нужна однозначно. Четвертая, перед противопоставлением, выраженным союзом «но», тоже. А в случаях 2 и 3 — двойной союз «и», который допускает запятую при перечислении. Но в этом предложении перечисления нет. То есть каждое действие не связано между собой и не вытекает одно из другого. По правилам запятая в этом случае не ставится. Но можно предположить, что во втором случае союз «и» соединяет два сложносочиненных предложения со своей основой. Поэтому запятую поставить можно, — рассказал Ремезов.
По словам филолога, ситуация неоднозначна и без контекста. Работают оба варианта.
«МК» попросил Рособрнадзор прокомментировать сложившуюся ситуацию.
— Задание в приведенной учителями Екатеринбурга редакции отсутствует в КИМ (контрольно-измерительных материалах) ЕГЭ по русскому языку. Есть схожее задание в несколько иной формулировке с корректным единственно правильным ответом, — ответили в пресс-службе ведомства.
Формулировку, на которую ссылается представитель ведомства, газете не предоставили. Сейчас идет подсчет результатов, поэтому задания еще не подлежат публикации. Так обосновали отказ.
Также представитель ведомства заверил, что приведенный сибирскими учителями вопрос был на экзамене для Дальнего Востока. В Екатеринбурге такая формулировка задания №20 не встречалась.
В любом случае при получении результатов будет возможность в течение двух дней подать апелляцию в Рособрнадзор. Бланк с заданием будет прикреплен к результатам.
За задание №20 дается 1 первичный балл, что соответствует 3 тестовым баллам. В битве за бюджетные места подчас даже такая потеря имеет значение. Поэтому игра стоит свеч. Если в задании действительно был скользкий момент, то Рособрнадзор рассмотрит каждый случай.
— Разные трактовки заданий не такая большая редкость, — рассказал «МК» репетитор по истории и английскому языку Ярослав К. — Особенно они часто встречают в ЕГЭ по гуманитарным предметам, в частности по моему профилю. В экзамене по истории многие срезаются на вопросе №25: написать историческое сочинение. Можно допустить разную интерпретацию деятельности исторических личностей. Например, традиционно считается, что правление Петр I дало толчок к развитию государства. Но также существует мнение, что эта личность заставила свернуть страну с традиционного пути развития. И это тоже историческое школа, и тоже — верный ответ. Или что касается английского языка. Здесь часто встречаются ситуации, когда оба варианта ответа на вопрос правильные. Но надо стараться выбрать, тот, который не является, считается правильным. Но школьник должен понимать, что ЕГЭ — это итог классического школьного образования. И поэтому из двух возможно правильных вариантов выбирать классику. У выпускника еще вся жизнь впереди. И будет много возможностей отстоять свой оригинальный взгляд на вещи. Но на ЕГЭ это лучше не делать.