Пилотный проект Минобрнауки распространят на 1000 вузов через год

Доклад, который представил глава Минобрнауки Валерий Фальков на правительственном часе, не затронул итоги экспериментального года по отказу от бакалавриата в шести вузах. А ведь это очень важный момент. В пилоте по полному переходу на программы специалитета (заявлен до 2026 года) участвуют МАИ, МИСиС, Московский педагогический госуниверситет, Санкт-Петербургский горный университет, Балтийский федеральный университет им. Канта и Томский государственный университет.

После довольно внезапно грянувшего в мае заявления о полном отказа от понятия «бакалавриат» пилотную программу решили распространить сразу на 1000 университетов. Уже с 2026 года. Это будет совсем скоро, в учебный период 2025-2026.

Уровни высшего образования по состоянию на сегодня имеют 4 этажа. Первый — бакалавриат и второй — специалитет считаются равноценными. От понятия «базового» и «профессионального» образования в Минобрнауки отказались. Третий уровень, магистратура, предназначен для тех, кто думает стать управленцем или более ценным специалистом. Ну а четвертый, аспирантура — для ученых.

Поэтому абитуриентам, которых беспокоит вопрос, «кем быть, куда идти учиться», было бы интересно услышать подробности о планах ведомства и университетов. И понять, успеешь ли сейчас проскочить через 4 года бакалавриата, или все-таки выбрать более «фундаментальный и практикоориентированный» специалитет.

«Сверху» звучат гарантии по поводу того, что «дипломы равноценны», но… кадровики могут иметь свое мнение и предпочесть кандидата с более длинным периодом обучения.

Впрочем, о том, как проходит эксперимент по переходу на «уникальное и суверенное», докладывают ректоры: «полет нормальный». В МИСиС, например, отмечают, что 6 лет обучения позволили выстроить «монотрековую» программу каждому студенту, куда, вдобавок к «базе», набираются нужные компетенции. Что очень важно в инженерии, а особенно в металлургии.

В МАИ, по уверению института, поступающие рвутся на новые программы, считая их более совершенными. В том числе туда приходят и целевики. В БФУ им. Канта самым успешным признан специалитет по химии, который развивался сразу как партнерская программа между университетом, РХТУ им. Менделеева и атомной госкорпорацией. В МПГУ рассказывают, что на «новые расширенные программы» пришли высокобалльники ЕГЭ.

Также недавно пронеслась информация, что та же группа авторов, что в короткие сроки разработала «Основы российской государственности» для вузов, готовит еще один курс, нарочно для студентов педвузов. Косвенно на тему высказался Дмитрий Песков, сообщив о госпотребности в «целой плеяде» педагогов, обладающих «новым видением и новым пониманием патриотизма».

Так чему быть в вузах, на что ориентироваться? Однозначно быть специалитету. Быть дополнительным истории-обществознанию в программе, возможно, не только в педвузах. Быть целевому поступлению: на «пленарке» сразу было предложено продлить работу рабочей группы для подготовки к целевому набору 2025 года.

Быть отдельной квоте при поступлении в вузы, на заседании поднимали вопрос о ее расширении. Сейчас первостепенное право на поступление предоставлено участникам СВО и их детям, детям медиков, погибших на рабочем посту в эпидемию ковида. Размер квоты 10% от приема в каждом вузе. Звучали предложения ее увеличить или создать отдельный поток с предподготовкой до поступления, по аналогии рабфаков. В Министерстве считают, что этого пока не нужно, вузы и так охотно принимают «отдельную квоту» выше 10%.

— Министр науки и высшего образования Валерий Фальков сделал несколько заявлений, особенно касающихся реалий нового учебного года для студентов вузов, — говорит научный руководитель экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика» Евгений Сжёнов. — Во-первых, законодательное закрепление статуса молодого специалиста, которое сделает фундаментальным не только перечень прав и обязанностей, но и дополнительных гарантий и мер поддержки выпускников университетов. Во-вторых, создание системы гарантированного трудоустройства студентов-бюджетников, которая отрегулирует и дефицит кадров на рынке труда, и проблему нахождения первой работы после окончания вуза. Третья инициатива — строительство студенческого жилья, оно займёт среднюю позицию между съёмным жильём и общежитием. Планируется, что оно будет качественным и недорогим, а также частично решит проблему проживания иногородних студентов. Про общежития еще добавлю из доклада: до 2030 года будут комплексно отремонтированы 800 общежитий. Сейчас в общежитиях по всей стране проживает 774 тысячи студентов.

Про возвращение к суверенной модели: от бакалавров — к специалистам. Программу базового специалитета расширяют до одной тысячи вузов. Изначально в пилотном проекте по реформе высшего образования участвовали шесть вузов. Массовый переход на новую модель придется на 2025 год, а к 2026 году его планируется завершить для всех вузов. Поэтому ждем уже в новом учебном году, с сентября, массовую подготовку в вузах по всей стране к переходу на новую модель высшего образования.

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *