В Госдуме рассказали, сколько предметов нужно в школе, чтобы дети не сидели до 6 вечера
В профильном парламентском комитете по защите семьи, вопросам отцовства материнства и детства прошло совещание, посвященное грядущему курсу семьеведения в школах и колледжах. В разработке стандарта нового предмета учтут опыт «Разговоров о важном» и региональных классных часов, где также обсуждаются традиционно-фамильные темы. К подготовке учебника привлекли учителей, имеющих опыт преподавания «сходных дисциплин». Сообщается, что работу ведут в 72 регионах и пилот «семьеведения» может запуститься через год.
Некоторое время назад уже подготовленный было учебник семьеведения отправили на доработку. Говоря о нем, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова заметила, что «профильный институт, который это разрабатывал, отнесся к своей задаче халатно». Мол, много нареканий возникло у родительского сообщества возникло, да и в школах восприняли пособие без восторга.
Сейчас, по словам председателя комитета по защите семьи и, собственно, автора идеи семьеведения Нины Останиной, в «разработку нового образовательного курса включились 72 региона». И уже ведется речь о запуске пилотного проекта «до окончания следующего учебного года». Но уже есть школы, где с 2024 года предмет изучают в рамках факультатива. «Семья становится философией жизни», — говорит Останина.
С другой стороны, «в верхах» существует определенная критика введения «науки о семье» в школьную программу. Выступая на совещании комитета, директор департамента госполитики в сфере воспитания, дополнительного образования и детского отдыха Наталья Агре сказала, что при разработке единого стандарта семьеведения необходимо учесть «общую загруженность школьников». Дескать, при неграмотном подходе дети будут уходить из школы в 6 часов вечера.
Агре также призвала учителей к участию в общественном обсуждении учебника семьеведения. Все-таки семейно-правовые темы, особенности взаимоотношений внутри «ячейки общества» так или иначе, затрагивают существующие или «архивные» школьные предметы. Такие как обществознание, ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики), «Этика и психология семейной жизни). «Через три месяца у нас будет понимание, насколько педагоги готовы к предмету», — сказала директор департамента при Минпросвете. Подчеркнув, что также важно, как на учебник «будут реагировать дети».
Вместе с тем, в некоторых регионах и «Семьеведение» далеко не новость в расписание, там уже имеется предмет с этим или похожими названиями («Нравственные основы семейной жизни» в Самарской области, программа «Сохраняя семейные ценности» в Архангельске и др.)
Интересно, что одновременно с думским совещанием «по семьеведению», министр просвещения РФ Сергей Кравцов представил проект новой стратегии образования в России до 2036 года. В качестве приоритетов развития, министр обозначил обязательное трудоустройство выпускников «колледжа и вуза», развитие естественно-научного образования, совершенствование ЕГЭ-ОГЭ, меры поддержки учителей.
Основными целями «стратегической сессии» в образовании руководитель Минпросвещения указал традиционное патриотическое «воспитание, формирование личности, начиная с дошкольного возраста», важность «фундаментального образования не только по предметам, которые сдает в рамках ЕГЭ». В этой связи глава ведомства упомянул такие предметы как «музыка, труд, изобразительное искусство».
— Скорее всего, подготовка новых ФГОС и ФОП (федеральные образовательные стандарты и обязательные программы) по семьеведению займет еще два года, – говорит методист и преподаватель Антонина Гордеева. – И потом, если предмет и введут, то в перечень необязательных или факультативных дисциплин. Что никак не умаляет его значимость, конечно.
Обязательных дисциплин у нас в школах и так немало, 14-16 штук. Конкретно в средней школе, ведь семьеведение планируется для 5-9 классов — 16 обязательных предметов. А есть еще необязательные предметы, факультативы в рамках предпроф-образования. Профильность с углубленным изучением, напомню, вводят уже с 5-7 классов. Вероятнее всего, «семьеведение» может пополнить собой список необязательных предметов, то есть тех, что школа может ставить в расписание по своему усмотрению.
Справка «МК». Список обязательных предметов в средней школе (5-9 классы): русский язык, литература, алгебра, геометрия, история, обществознание, география, биология, физика (7 класса), химия (с 8 класса), информатика, иностранный язык, искусство (ИЗО, музыка), труд, ОБЗР и физкультура. В 2022 году необязательными предметами в школе стали экономика, астрономия, право, естествознание, «Россия в мире» и экология. Еще есть факультативы, рекомендованные к преподаванию в школе – по ним есть установлены стандарты, программы и пособия. Это черчение, финансовая грамотность, риторика, психология, МХК (мировая художественная культура) и др.