Единица — уже неплохо
В московской гимназии 1514 ввели новую систему оценивания знаний — от 0 до 2 баллов. Теперь в начальных классах двойка равна пятерке, а вместо «неуда» ставят ноль. Родители недоумевают — как переводить эту новаторскую «нулевую шкалу» в обычную пятибалльную? При переходе в другую школу, например, или на среднюю ступень в той же самой гимназии — там «обнуления» еще не случилось. И главное — кому и зачем было нужно отказываться от привычных пятерок в угоду двойкам?
Как стало известно «МК», инициатива по вводу новой системы оценивания знаний, так называемой критериальной, исходила от администрации школы и лично директора Анны Беловой. Причем 1514 — одна из лучших школ ЮЗАО по среднему результату ЕГЭ.
Родители учеников 1-4 классов были, мягко сказать, огорошены известием о том, что с этого сентября дети будут приносить домой единицы и двойки. После шумного собрания в школе и коллективной жалобы в Департамент, директор подготовила разъяснение: «Это (критериальное оценивание) — одна из современных методик обучения, которая абсолютно прозрачна и исключает человеческий фактор при оценивании знаний ученика».
Директор считает, что такая система помогает оценить уровень подготовки ученика на каждом этапе обучения. И не волнуйтесь, мол: за триместр, полугодие, год выставят нормальные оценки по обычной пятибалльной шкале. А вот «внутри темы обучение безотметочное»…
«МК» позвонил в школу, дабы получить объяснение из первых рук, однако директор Белова разговаривать с нами не стала.
Оценки от 0 до 2 смутно знакомы некоторым людям с высшим образованием. Так в вузах оценивались так называемые «контрольные недели»: 0 значит «не справляется», 1 балл — «освоил не в полном объеме», 2 балла «освоено полностью». В 1990-2000 годах некоторые вузы вводили и промежуточные баллы 0,5 и 1,5.
— Контрольная неделя — это такая внутренняя вузовская история, когда одну неделю в семестре преподаватели выясняют, как идет материал, — рассказывает эксперт в области образования Анастасия Гордеева. — Своего рода экспресс-диагноз текущей успеваемости студента и группы. Зачем в школе вводить такую трехбалльную систему, я не знаю. Фактически сейчас в школах четырехбалльная система, «колов» ведь никому не ставят. Мировая практика состоит в том, чтобы повышать балльность — 10-ти, 12-ти и 100-баллные системы. Или, наоборот, совсем не ставить оценок, как в Норвегии с 6 до 13 лет.
От практикующих учителей часто можно услышать сетование на то, что система оценивания «от двух и до пяти» недостаточно гибкая. Иногда и 6 хочется поставить, но нельзя. И тройки у разных учеников бывают не равноценны… Однако все попытки ввести в наших школах 10-балльную систему оценок не увенчались успехом. Слишком много сложностей, особенно правовых, при выдаче аттестатов и переходных документов. Пилоты с системами увеличенной балльности в России прикрыли еще в «нулевых».
А вот в Беларуси, Латвии и Литве, Молдавии, Грузии и Армении принята 10-балльная шкала. В Финляндии тоже официально от 1 до 10, но ниже 4 оценки не ставят. В Украине 12-балльная, в США и Казахстане буквенная 12-ти балльная (от A до F с вариантами «плюс» и «минус» к каждой). Во Франции аж 20-балльная: «отлично» это 17-20 баллов, «очень плохо» — ниже 7-ми. В Индии процентная система, где пятерке соответствуют 70% выше, а ниже 30-40% это «два»…
Интересно, что в России пятибалльная система оценок появилась в 1841 году. И она была, по сути, шестибалльной, от 5 до 0. Неуд, то есть двойка, тогда называлась «посредственно», единица «худо». А был еще «нуль», который Пушкин, как мы помним, часто получал по математике.
— У нас в школах под критериальным оцениванием обычно понимают разные смайлики, или цветовую дифференциацию, или еще какие-то аналоги оценок в началке, — уточняет Анастасия Гордеева. — На самом деле термин означает соотнесение результата обучения с его целями, со стандартами. Поэтому действующая средневзвешенная пятибалльная система оценок в школах больше приближена к критериальной, чем трехбалльная.
— Любые манипуляции с системой оценивания в школах и реакция на них обнаруживают некий зазор в законодательстве, — говорит юрист Станислав Попов. — С одной стороны, у школ довольно широкая автономия. Согласно статьи 28 федерального закона «Об образовании», администрация компетентна осуществлять контроль за текущей успеваемости теми способами, какими захочет. Правда, «с учетом мнения родителей». Однако как именно это мнение должно учитываться, не прописано, механизм отсутствует. Но согласно статье 44 того же ФЗ, родители и законные представители «имеют право принимать участие в управлении» школой и защищать законные интересы детей. Так что введенную вдруг систему оценивания, расходящуюся с общепринятой в наших школах, можно оспаривать через суд.