Колледжи и техникумы назвали альтернативным путем для провалившихся на конкурсе в вузы

В Совете Федерации прошел «правительственный час», посвященный развитию рынка труда, а значит, и профобучению. Расчеты и прогнозы до 2030 года представил руководитель Минтруда Антон Котяков, сообщивший о дефиците «рук», рабочих и не только. В ответ глава верхней палаты парламента Валентина Матвиенко призвала к сокращению приема на «невостребованные» специальности в вузах. Вместо этого, по ее мнению, надо работать над развитием приема в техникумы и колледжи. В Госдуме тоже выступили с рациональной идеей о продлении сроков приема в колледжи — чтобы туда могли пойти те, кто пролетел мимо конкурса в вуз.

тестовый баннер под заглавное изображение

Прогноз Минтруда, столь взволновавший парламент, поведал о том, что наша экономика требует больших кадровых ресурсов. И, чтобы оценить возможности, министерством был проведен Всероссийский опрос работодателей с участием 260 тысяч компаний и 22 миллионов работников.

Дополнительную потребность в кадрах по стране на 5 лет вперед оценили в 2,4 миллиона человек. Среди наиболее нуждающихся в притоке рабочих рук 37 субъектов РФ министр назвал Москву и МО, Ставропольский, Пермский и Краснодарский края, Ростовскую область и Татарстан. К тому же до 2030 года придется заместить 11 миллионов рабочих мест – об этом сообщил уже замминистра труда Дмитрий Платыгин: много работников уйдет на пенсию.

Больше всего, нам не хватает квалифицированных рабочих, слесарей, механиков и ремонтников транспорта, электромонтажников, строителей, рабочих-отделочников. Среди специалистов с ВО недостает IT-специалистов, врачей, инженеров, архитекторов и проектировщиков. Также в докладе отмечен «прирост кадровой потребности» в обрабатывающей отрасли, в индустрии гостеприимства, в области транспортировки и хранения грузов.

Среди способов добиться такого перераспределения рынка и притока кадров министр указал трудоустройство выпускников, «донастройку механизма целевого приема, программы бесплатного переобучения и повышения квалификации».

«Прогноз занятости должен быть абсолютно синхронизирован с прогнозом подготовки кадров по отдельным отраслям», – сказала в обсуждении Валентина Матвиенко. «Чуть меньше» юристов и экономистов хорошо для всех: иначе, по мнению спикера Совфеда, появятся полчища специалистов, разочарованных в жизни.

Что касается рабочих специальностей, глава верхней палаты парламента призвала расширить количество студентов и ПТУ в техниках, которые востребованы, а заодно восстанавливать техникумы, колледжи, профессионально-технические училища.

Депутаты Госдумы, предкомитета по науке и высшему образованию Сергей Кабышев и первый зампред Комитета по просвещению Яна Лантратова тоже вышли с инициативой о подготовке кадров СПО (средне-профессиональное образование). Они направили письмо на имя руководителя Минпросвещения с мыслями о дополнительном приеме в колледжи, техникумы и училища тех выпускников 11-го класса, кто не сумел поступить в вуз «по аналогичным или смежным специальностям». Для того чтобы идея сработала, надо продлить сроки приема в колледжи и создать «резервные места» для таких поступающих.

Согласно исследованиям НИУ ВШЭ, РАНХиГС и другим источникам, соотношение между высшим образованием и средне-специальным в России сегодня — 40/60. И это неправильно: для экономики хорошо, когда только 30% или меньше выпускников идут двигать науку или управлять, то есть получают высшее образование. В России же так сложилось, что семьи нацелены на «вышку» любой ценой, это показатель престижа. Опросы 2023-2024 гг. подтверждают, что о высшем образовании для детей мечтают более 70% населения.

Перебороть предубеждение не удается, как и страх перед «путягой» в качестве будущего для ребенка (так в Союзе называли ПТУ).

— Все верно, предубеждение перед СПО, перед «птушниками» очень сильно, так многие думают, – говорит специалист в области трудовых отношений, преподаватель московского вуза Никита Суйдин. – Система СПО активно меняется, но медленно. Не зря сферу образования называют самой консервативной. Методологию, стандарты, программы менять долго. Но самая большая проблема тоже кадровая: новые дисциплины просто некому читать.

Ситуацию хорошо иллюстрирует тот факт, что, как уже писал «МК», до 2022 года уцелели такие специальности (и обучение на них), как кучер, вахтер, мойщик посуды, дворник, разносчица, варщик тряпья. Чуть раньше номенклатуру профподготовки покинули такие специалисты, как валяльщик и сборщик обуви, боец скота, водолаз, судовой кок, вышивальщица и др. Вместо этого в нормативы ввели профессии оператора 3D-моделирования, оператора БПЛА, фитнес-инструктора, флориста, инспектора по безопасности на разных видах транспорта и др.

В ссузах (средне-специальные учебные заведения), как и в вузах, тенденция на укрупнение групп и овладение 2-3 компетенциями. Не парикмахер, а стилист-дизайнер, не садовник, а специалист по ландшафтному проектированию. В образовательном ведомстве сообщают, что в СПО сегодня подготовка ведется по 5110 специальностям. И около 250 из них – новые.

Справка «МК»: единые даты окончания приема в систему СПО в этом году – до 10 августа (поступление с вступительными испытаниями) и 15 августа (без испытаний). Единая дата подачи согласия на зачисление в вузы (бюджет) в этом году – до 5 августа.

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *