В российские школы возвращаются отметки из советского и царского прошлого
Оценки за поведение – инициатива Минпросвещения РФ: глава ведомства еще в марте объявил, что с 1 сентября 2025-го таковые в тестовом режиме могут ввести в ряде регионов страны. Но Ростовская область нового учебного года ждать не стала и первой выразила готовность испытать нововведение, хотя точные критерии этой процедуры профильное ведомство обещало лишь к 1 июля. Такая расторопность вызвала горячие споры педагогов, родителей и самих школяров по всей стране. Изучив мнения, мы обнаружили «детские неожиданности», которые, впрочем, некоторые учителя считают закономерными.
тестовый баннер под заглавное изображение
Вопрос о возвращении отметок за поведение в российскую систему образования был поднят еще в декабре 2024-го на заседании Совета по правам человека. Идею поддержал президент, отметив, что такая отметка «должна быть равноценной с другими оценками». После чего Минпросвещения РФ анонсировало разработку специального законопроекта. А пока региональные образовательные учреждения ждут обещанных к середине лета «точных критериев», некоторые школы заявили, что, по сути, у них такая практика уже есть – правда, пока чисто условная. То есть, в некоторых школах поведение учащихся уже оценивают, но только «для внутреннего пользования в пределах учебного заведения».
В упомянутой Ростовской области, по словам председателя Ростовского Облпрофсоюза образования Владимира Гайворонского, «категория воспитания», которую и предполагается оценивать, существует в системе образования уже несколько лет. Но официально она не оценивается, что является пробелом, который и устранит введение оценок по поведению школьников. Отметив, что «к политике оценивания поведения школьников наш Профсоюз прямого отношения не имеет», председатель прокомментировал, что «оценку за поведение школьников можно было ввести разными путями, например, за счет нормативно-правовых актов. Но, видимо, это нововведение решено усилить законом». Оценка станет показателем результата воспитательного процесса, но вот как именно она повлияет на общую картину успеваемости и, соответственно, перспективы ученика, никто пока толком не знает.
Мысль о том, что учителя «станут оценивать моральные качества наших детей», судя по родительским чатам, первым делом не понравилась многим мамам и папам.
— У меня сын хорошо учится, быстро схватывает, но вне уроков он активный, — поясняет Алина, мама столичного шестиклассника. – Учителя и так жалуются, что наш Денис сам быстро все понимает и, мол, «начинает отвлекать других». А класс за ним не успевает. Пока мы с отцом Дениса стоим на том, что наш ребенок – почти круглый отличник. А почему за ним не успевает класс, это проблемы не наши, а учебного процесса. Но от того, что нашего сына начнут приструнивать «парами» за поведение, портя этим общую картину успеваемости, лично я ничего хорошего не жду. Он сам, если станут оценивать не его знания, а «морально-волевые качества», скорее всего, охладеет к учебе. Мне бы тоже было неприятно уравняться по среднему баллу с каким-нибудь троечником, который ничего не понимает, зато ведет себя тихо, за что и получает вместо двоек тройки. А у Дениски такой психотип, он экстраверт, очень подвижный, непоседливый. Обычно мальчики перерастают такие состояния, но сами они не проходят, а уж тем более от плохих отметок за поведение.
По словам Алины, пока педагоги их школы успокаивают ее тем, что «неуды» по поведению будут получать не просто непоседы, а ученики, нарушающие школьные правила. Например, каждому известно, что на уроках, даже если ты сам уже все решил, нельзя заниматься посторонними делами, разговаривать без разрешения учителя и так далее. А если нарушил – «пару» за поведение заслужил, и никакой «психотип» тут ни причем.
Встречаются и негодующие бабушки и дедушки, еще помнящие «поведенческий неуд» в советской школе.
— У нас была специализированная школа с углубленным изучением английского языка, — вспоминает бабушка московской младшеклассницы Светлана. – Мест в нашей школе было намного меньше, чем желающих в ней учиться – вернее, влиятельных родителей, желающих, чтобы в ней учились их дети. Отличников, особенно, по языку, у нас никто не трогал, нот вот для всех остальных «середнячков» отметка за поведение была настоящим инструментом шантажа. «Неудом» по поведению и отправлением в ПТУ после 8-го класса грозили по любому поводу: возразил учителю, заболел в субботник, не ведешь общественную работу и так далее. Как сейчас помню самую ходовую угрозу нашей «классной»: я тебя так двойками по поведению заставлю, что ты у меня вместо аттестата со справкой выйдешь. Я бы не хотела, чтобы моей внучкой так манипулировали.
Пока школьные учителя вслед за чиновниками утешают взволнованных родителей тем, что – по крайней мере, на первых порах — поведение их детей будет оцениваться по простейшей системе «удовлетворительно/неудовлетворительно», безо всяких баллов.
— Я нашу классную спрашиваю: а если мой ребенок не согласен с учителем, ему теперь что – молчать? – делится Олеся, мама десятиклассника из Новой Москвы. – У нас следующий год решающий для поступления. Но не хотелось бы, чтобы мой сын ради хорошей отметки за поведение разучился выражать свое мнение. А классная мне на это: нормальный учитель хорошего ученика «неудом» за поведение затыкать не станет. Еще бы теперь разобраться, кто нормальный, а кто нет — в нашей школе многие педагоги дольше года не держатся. А дети как подопытные кролики.
Любители истории из числа родителей припоминают, что оценки за поведение были и в царской России, их упразднили победившие большевики. Правда, к 1943-му передумали: сначала нарком просвещения РСФСР Потёмкин утвердил «Правила для учащихся», а через год издал постановление «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся», при этом «2» по поведению грозила исключением из школы. С 1970-го система снова изменилась: поведение стали оценивать как «примерное», «удовлетворительное» и «неудовлетворительное». Правда, как вспоминают очевидцы, учителя сильно «не парились» и по старинке пользовались для обозначениями цифрами 2, 4 и 5. Отменили оценивание поведения учащихся лишь в 1989-м. Родители из Московской области припоминают, как всего 3 года назад в одной из школ учителя «приспособились» по собственной инициативе выставлять оценки за поведение, чтобы «донести информацию до родителей». И одна из активных мам обратилась с этим вопросом в вышестоящую образовательную организацию, где получила четкий ответ, что «школа оценивает лишь знания, а оценивать поведение и/или личные качества ученика – незаконно и непедагогично». Однако теперь скриншот документа этой маме никак не поможет: мало ли что было целых 3 года назад.
В своих тематических чатах ученики чаще всего высказываются в том духе, что «оценка за поведение им фиолетова» — то есть, безразлична. Но есть и неожиданное признание для самих же школьных педагогов, которое лучше всех озвучил краснодарский семиклассник Антон.
— А у нас и так в школе оценки только за поведение и ставят! Если ты учительнице в рот заглядываешь и помогаешь ей с классом управляться, можно ничего не делать, даже «домашку», она никогда не спросит. Лично мне легче нашей «химозе» (преподаватель химии —авт.) после урока пробирки мыть, чем химию учить, все равно она мне в будущем не нужна. Поэтому у меня по химии твердая 4, хотя я вообще не знаю, что там к чему. Оценивать поведение – идея нормальная, тем, кому в лом учиться, только на пользу. А во вред только отпетым (настоящим хулиганам – авт.) и умникам, которые сразу все поняли, а потом им ску-у-учно.