В сельхозотрасли студентам будут преподавать педагоги-практики

Педагоги колледжей из разных регионов России уже третий год участвуют в федеральной программе «Профессионалитет», благодаря которой проходят стажировку на предприятиях. В сфере сельского хозяйства такое непосредственное включение в процесс особенно важно. Разве можно учить будущих сыроделов, если о приготовлении сыров и творога ты знаешь лишь в теории и не бывал в цеху? А как донести будущим машинистам-практикам все тонкости обслуживания сложной техники, если ты не опробовал ее и не пообщался с работниками предприятия? И те, кто прошел опыт стажировки, уже готовы поделиться впечатлениями.

Выпускники хотят на предприятия

За последние четыре года показатель трудоустройства выпускников средних профессиональных образовательных учреждений (СПО) вырос с 58 до 81%. При этом только 6,5% молодых ребят, выпустившись из колледжа, продолжают обучение в вузе и не идут работать на предприятия.

«Мы уже видим, что подготовим 1 миллион 350 тысяч, а к 2030 году – порядка 2 миллионов. И ставим своей задачей доведение занятости выпускников до 85%», – сообщил министр просвещения Сергей Кравцов, представляя президенту план развития системы СПО в России.

О чем это говорит? О том, что сейчас как никогда нужно уделять большое внимание практико-ориентированности программ. Ведь выпускникам практические знания пригодятся сразу же после того, как они покинут стены колледжа.

В связи с этим вполне логично, что уже запущенная федеральная программа «Профессионалитет», по которой педагоги СПО проходят стажировку на предприятиях, оказалась очень актуальна и развивается большими темпами. Знания, полученные непосредственно в цехах, на комбинатах, на любых площадках, где можно пообщаться с действующими мастерами, инженерами, техниками и так далее, помогут преподавателю более полно раскрыть свой предмет, заинтересовать студентов будущей профессией и поделиться с ними личным опытом.

Многогранная отрасль

Сельское хозяйство – одна из тех дисциплин, где наглядно видно, как могут пересекаться разные сферы, выполняя одну общую задачу. Это и работа с производственной техникой, и изготовление пищевых продуктов, и даже компьютерные технологии, ведь все современные предприятия на рынке c/х работают с базами данных и уделяют большое внимание защите информации.

На алтайском предприятии «Майма-молоко», которое выпускает более 20 наименований молочной продукции (творог, сыры, сливочное масло и так далее) и имеет собственные аттестованные лаборатории, прошли стажировку педагоги разных направлений. Всех их объединяет одно: любовь к своему делу и к студентам, желание повысить квалификацию и выпустить из стен образовательного учреждения грамотных специалистов.

– Подключились к проекту мы 29 июля, принимали преподавателей из Международного колледжа сыроделия (Барнаул и его алтайский филиал), стажировка проходила до конца августа. Впечатления очень хорошие, – делится заместитель гендиректора предприятия, главный технолог Ирина Яковенко. – Стажировка принесла пользу как преподавателям, так и нашим сотрудникам. Это такие хорошие взаимоотношения теоретиков и практиков!

На предприятии педагоги и методисты из колледжа освоили навыки работы на современном автоматическом оборудовании. Это линия по производству сыра, творога. Для прохождения стажировки были назначены руководитель и два наставника, а также эксперты для тестирования стажеров. Преподавателям колледжей дали возможность поработать в лаборатории, поучаствовать в исследовании молока. Они увидели сыродельные котлы и узнали наглядно, как происходит варка сыра.

– Вообще, конечно, стажеров поразил масштаб, – делится Яковенко. – Педагоги были очень впечатлены нашим предприятием, им понравились оборудование и организация труда. Проект дал возможность увидеть вживую работу оборудования. И для многих педагогов это стало большим открытием, ведь они больше теоретики.

Взаимная польза

– Я очень благодарна стажировочной площадке и всем специалистам, которые целую неделю находились с нами – несмотря на свою занятость, проявляли отзывчивость, заботу понимание, – делится педагог Международного колледжа сыроделия и профессиональных технологий Алена Михалева. – Наша стажировка была организована настолько грамотно, профессионально! У нас не было ни минутки свободного времени, постоянно были заняты делом. Мы получали ответы на все интересующие нас вопросы, причем все объяснялось очень доступным языком. Нам удалось примерить на себя роль инженера, роль сыродела, лаборанта, машиниста холодильных установок, и каждый выбрал для себя что-то главное.

Михалева и ее коллеги вынесли из стажировки еще одну очень важную вещь: полученный опыт позволит им в целом пересмотреть подход к обучению.

– В нашей команде были преподаватели математики, информатики, информационных систем, профессионального цикла, но все равно каждый для себя в ходе этой стажировки брал то, что ему пригодится в профессиональной деятельности.

Главный технолог рассказала, что приезд гостей из колледжей оказался полезен и принимающей стороне:

– Не у всех на нашем предприятии профильное образование, а в процессе стажировки у сотрудников была возможность получить новые знания у педагогов, – поясняет она. – В итоге сотрудники, не имеющие профильного образования, изъявили желание учиться заочно, а также  мы хотим, чтобы колледж нам оказывал услуги по повышению квалификации.

Яковенко признает, что на сегодняшний день существует очень большая кадровая нехватка. И такая стажировка – это возможность будущего сотрудничества с учебным заведением в плане подготовки кадров и их предоставлении.

Чему научились стажеры

Участие преподавателей в проекте «Профессионалитет» предполагает демонстрационный экзамен. На нем стажер демонстрирует, как может применить полученные на практике знания в своей педагогической работе. Разнообразие экзаменационных тем как раз и показывает наглядно, как широка и многогранна сфера сельского хозяйства.

Так, например, Любовь Сизова, преподаватель специальных дисциплин (информационные системы и программирование), изучила ИС, используемые на предприятии, и разработала урок для студентов, основанный на полученных ею практических знаниях. Задача обучающегося – составить структурные таблицы с данными о продукции, проанализировать данные за год, написать на специальном языке программирования запросы на создание и редактирование таблицы продукции.

А коллега Любови Сизовой Дмитрий Пономарев, задача которого – обучить студентов монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных и теплонасосных машин и установок, подготовил урок по опрессовке холодильно-компрессорной машины. Он не в теории, а непосредственно на практике готов показать ребятам, какое оборудование используется в цеху и для чего оно необходимо.

– Сейчас вы узнаете, как с помощью азота удалить влагу из системы, подключить манометр и три шланга, как непосредственно сделать опрессовку, подключить нужное оборудование и проверить герметичность, – деловито говорит он и переходит к делу.

Всю работу педагог производит сам – уверенно, с пояснением каждого шага, каждой манипуляции.

И такое взаимодействие теоретиков и практиков проходит по всей стране. Так, например, этой осенью преподаватели Луховицкого аграрно-промышленного техникума на стажировке выполняли практические задания по технологии приготовления блюд из компетенции «Поварское дело» и успешно сдали демоэкзамен по горячему блюду из птицы и консоме из птицы.

А стажеры из Тамбовского аграрно-промышленного колледжа в ходе стажировки ознакомились с особенностями работы компании «Фудмаркет», в результате чего получили много новой информации о современном производстве. Они поработали в программе «Айко», системе автоматизации для кафе и ресторанов и, что немаловажно, предметно пообщались со специалистами компании.

Сельхознезависимость

Сфера сельского хозяйства – неотъемлемая часть технологического суверенитета государства, предполагающего то, что Россия будет максимально независимой от поставщиков и специалистов извне и сможет большую часть продукции и техники производить самостоятельно – на территории страны.

Согласно статистике экспертов, за 2023 год актуальный вклад системы СПО в кадровый потенциал направлений, значимых для технологического суверенитета страны, следующий: государство получило порядка 397 тыс. выпускников организаций СПО, то есть 48,6 % от всех выпускников. А потенциальный вклад системы среднего профессионального образования в будущее кадровое обеспечение технологического суверенитета составляет 1,8 млн студентов (данные за 2023–2024 учебный год), и это около половины (48%) от всех обучающихся в колледжах.

За последние два года в средние профессиональные образовательные учреждения пришло более 10 000 новых педагогов, а абитуриентов в колледжи в прошлом году было зачислено порядка 1 млн 250 тыс. при конкурсе 3 человека на место. Это значит, что программа «Профессионалитет» непременно будет расширяться.

Фото из архива Предприятия  «Майма-молоко»

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *