Правительству поручили разгрузить школьников и переобучить учителей
Четырехчасовое обсуждение «первых подходов» развитию стратегии образования 2036-2040 отгремело в Госдуме на прошлой неделе, но эхо звучит до сих пор. Спикер парламента Вячеслав Володин подытожил и сформулировал в виде постулатов предложения на тему того, как нам «образовать Россию». Отдельно выделен законопроект о переобучении педагогов только на государственном либо муниципальном уровне.
Всего в Госдуму поступило 200 предложений из 55 регионов. Помимо председательствования в парламенте, думский спикер известен своими опросами в соцсетях, где люди тоже «накидывают предложений». Так сформировались «февральские тезисы», которыми законодательная власть поделилась с правительством.
В первую голову предлагается «разработать комплекс мер по формированию сбалансированной нагрузки на учеников». Что учебной, что и воспитательной.
Надлежит «закрепить ключевую роль учителя в образовательном процессе». Так сказать, «Год педагога и наставника» минул, постулирование осталось. Как и благие пожелания «благоприятных условия для работы педагога», особенно избавления от лишней нагрузки учителей — в данном случае бюрократической. Если еще мотив зарплат у учителей включить — ну просто «Дорога без конца» получается. Скрип колеса, белый бычок везет телегу граблей.
Ну, разве что «цифра» обозначает, что на дворе 2025 год: депутаты предлагают использовать «цифровые и дистанционные форматы» как вспомогательные в обучении. И только так. Дошел-таки через канал Володина стон народный по поводу школьных ЦДЗ (цифровые домашние задания). Даже сейчас, действительно, ЦДЗ стало меньше.
Далее про школу — «разработать механизмы защиты педагогов от физического и психологического воздействия». И даже в Сети. То есть рассматривать всем базаром «профили» учительниц в купальниках в соцсетях и увольнять из-за этого, наверное, больше не будут.
Прочие оргпредложения думцев более масштабны, но тоже почти лишены новизны. Например, идея с переподчинением школ с муниципального уровня на региональный, обсуждается с 2020 года.
Или вот про «ковку кадров» для развития промышленности: нужны инженеры, медики и педагоги, необходимо больше практик, стажировок, больше рабочих рук… Из конкретики здесь, пожалуй, только идея сделать обучение «на рабочие специальности» бесплатной. И ввести гарантированное трудоустройство после таких ссузов (читай «распределение», тем тоже не нова). Зато, что же такое сегодня необходимые рабочие специальности — большой вопрос, в может, и загвоздка. Специалист по 3D-печати, оператор БПЛА или же техник-эколог по вторичной переработке материалов — он тоже рабочий или нет? Профессии будущего наступают, похоже, быстрее, чем думские инициативы с бесплатным «всеобучем» и распределением.
Отдельной строкой выступает тема переподготовки и повышения квалификации для школьных учителей. За «застарелость» проблемы на парламентском «часе» образовательному ведомству от главы парламента даже «прилетело».
Хотя обязательные обучения и семинары в режиме онлайн, часто летом, были «обязаловкой» для учителей, и кроме них, никого не волновала. Отныне же никаких ускоренных сертификаций или «шарашкиных контор». «Проводить переподготовку педагогических работников, повышение их квалификации исключительно в государственных и муниципальных организациях», — говорит Володин. И по данной инициативе создан отдельный законопроект, «планируем рассмотреть его в марте», обещают в парламенте.
— В общем, действительно, жвачка жеваная, и это мягко говоря, — комментирует эксперт в области образования Анастасия Гордеева. — Я тоже слушала это заседание, и совершенно ничего нового не услышала. Опять учительские зарплаты, опять «духовно-нравственная составляющая». Снова про «разрыв» в качестве жизни, обеспечении образования между селом и городом, защита учителей, «чрезмерная учебная нагрузка». И даже комментируем мы уже все примерно одно и то же — образование в кризисе по всему миру, объем знаний по каждой дисциплине растет, поколение «цифры» подступает, никто не знает, что делать дальше.
С другой стороны, над Стратегией работают 14 комитетов, 660 экспертов привлечены, может быть, что-то они и выработают полезного. Пока очевидно, что школа идет по пути профильности, и всего объять на уровне основного образования невозможно. Профильность и гибкость, индивидуальные стратегии — на этом сходятся многие. Но какие-то дисциплины тогда придется сжать, пройти по основам.
Я преподаю в СПО, поэтому вот эти самые «рабочие специальности» практически перед глазами. И скажу крамольное — нельзя сегодня провести резкую черту между «рабочими» или нет, и даже между уровнями образования не следует. Будущее — в мультифункциональности, в постоянном обучении и смене сценариев трудоустройства, на мой взгляд. А «распределение», приоритет одних областей экономики за счет других, вот это все из прошлого тянуть не нужно. Хорошая идея как можно прочнее завязать бизнес, реальный рынок и обучение. Вплоть до того, чтобы на последних курсах не только проходить практики или стажироваться, а учиться на территории предприятия. Чтобы студенты понимали, что к чему, видели, где и как будут работать.