Школе не надо бояться будущего, которое уже наступило
В этом учебном году школе подготовили много новаций — и методических, и организационных. В связи с этим меня часто спрашивают: трудный ли ожидается год. Что я могу ответить? Будучи более полувека в профессии, я не помню ни одного учебного года, который не был бы трудным, и это вполне естественно.
Бег времени стремителен. Современная цивилизация в буквальном смысле слова пошла вразнос. Прогресс, наряду с явными техническими достижениями, рождает новые угрозы и вызова. Среди них проблемы клонирования, искусственного интеллекта, нарастающей террористической угрозы и множество других. Следует напомнить, что сегодня, в силу развития технологий, компактное ядерное устройство можно изготовить в условиях небольшой лаборатории. То же относится и к отравляющим веществам, одного грамма которых достаточно для уничтожения целого города.
Страшно! Отсюда так хочется вернуться к старым добрым временам, когда, как кажется, все было так предсказуемо и спокойно. «Долой несущий угрозы прогресс, назад в архаику!» — лозунг, который исповедуют многие люди моего поколения. Ведь в «наше» время и вода была мокрее, и деревья зеленее. Увы, не получится. Ситуацию гениально описали великие мастера слова еще в прошлом веке, в частности Б.Пастернак:
За поворотом, в глубине
Лесного лога,
Готово будущее мне
Верней залога.
Его уже не втянешь в спор
И не заластишь.
Оно распахнуто, как бор,
Все вглубь, все настежь.
Спорить с будущим действительно бесполезно. Его «не заластишь», не затормозишь пустыми заклинаниями о том, что необходимо руками и зубами держаться за традиции. Нейронные сети и искусственный интеллект — это уже реальность, от которой не спрятаться, не скрыться. Научиться использовать эти достижения прогресса с пользой для ребенка и подростка — новая сложная задача, которую придется решать педагогу. Куда деваться, коль скоро свои телеграм-каналы и блоги имеют сегодня даже пятиклассники. Еще с десяток лет назад на вопрос «кем ты хочешь быть?», девочки чаще всего отвечали: врачом, учительницей. Но в конце прошлого года одна пятиклассница написала: блогершей.
Но так ли уж несовместимы традиции и новаторство? Когда фанатичные сторонники прогресса говорят мне, что урок как форма проведения занятий устарел, я неизменно отвечаю, что колесо еще старше, но современные машины почему-то продолжают его использовать. Но вместе с тем появились самолеты, дроны, не говоря уже о сети Интернет, опутавшей нашу маленькую планету. Отсюда вывод: можно сохранять традиции и быть открытым инновациям. Это как два плеча коромысла, которые надо держать в равновесии, дабы не расплескать воду и не выплеснуть вместе с ней ребенка.
Иными словами, альтернатива между модернизацией и традицией является ложной. Если бы только она одна. Педагогам в силу специфики профессии и сложившейся цивилизационной ситуации, пожалуй, труднее, чем всем остальным. В век, когда уже недостаточно десяти заповедей, необходимо 110 заповедей, ибо в Библии ничего не сказано об искусственном оплодотворении, суррогатном материнстве, клонировании, и педагогам на свой страх и риск приходится принимать решения нравственного характера. Идет переоценка ценностей. Дождаться бы, когда все устаканится. Но школа не супермаркет, который можно временно закрыть на переоценку товаров. Работать с детьми приходится здесь и сейчас.
Среди ложных альтернатив — противопоставление свободы и ответственности личности. В самом деле, какова конечная цель нашего обучения и воспитания? Какую личность мы призваны формировать? Человека творческого, свободного, способного на принятие нестандартных решений? Или четкого, надежного исполнителя, работающего строго по правилам? Увы, вольно или невольно люди путают понятия «свободы» и «вольности». Вольность или своеволие — это когда вольному воля, а пьяному — что хочу, то и ворочу.
Подлинная свобода неотделима от ответственности и самоограничения. Что тем более важно, потому что ресурсы нашей планеты не безграничны. Следовательно, нам понадобятся творческие люди, способные к самоограничению. Или, говоря церковным языком, к аскезе. Отсюда стратегической задачей обучения и воспитания (эти задачи неразделимы) является координированный рост свободы и ответственности личности.
Задача ответа на эти глобальные вызовы, стоящие перед человечеством, приводит к необходимости рассмотреть ложные альтернативы, стоящие перед профессиональным педагогическим сообществом.
В частности, еще одним ложным выбором является противопоставление необходимости фундаментальной предметной подготовки учителя и формирования у него необходимых психолого-педагогических компетенций.
Как известно, прогресс имеет две стороны: светлую и теневую. Успехи медицины привели к тому, что мы сегодня в специальных колбах спасаем даже пятисотграммовых недоношенных детей. А скоро нормой станут четыреста пятьдесят граммов. И это правильно, ибо за любую жизнь надо бороться. Но одновременно мы сталкиваемся с грозной проблемой генетической усталости, поскольку оказался нарушен естественный отбор. Пятисотграммовые дети будут рожать следующих — еще более слабых. Иными словами, каждое следующее поколение будет более хилым, нежели предыдущее. Я уже не говорю о том, что современная информационная перегрузка детей приводит к росту нервно-психических патологий. Следовательно, сегодня мы в школах имеем дело с огромным количеством детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Как отвечать на этот вызов?
Можно быть прекрасным специалистом в области химии, физики, математики или истории, но без овладения учителем новыми психолого-педагогическими компетенциями процесс обучения и воспитания детей наладить не удастся. Все эти новые компетенции, которыми педагогам придется овладевать, закреплены в новом профессиональном стандарте педагога, который вступил в силу в начавшемся учебном году.
Идея разработки и внедрения в практику нового профессионального стандарта педагога родилась в результате объективной необходимости отвечать на вызовы и угрозы современности. Но первые же публикации его проекта вызвали к жизни еще одну ложную альтернативу. Это противопоставление творчества ремеслу.
Авторов обвинили в том, что предлагаемый стандарт сковывает свободу творчества педагога, ограничивает его деятельность жесткими рамками и возрождает авторитарно-командную педагогику. На деле все обстоит иначе. Для примера воспользуюсь аналогией из фигурного катания. Все мы восхищаемся выступлением наших звезд в произвольной программе, где они демонстрируют невероятные прыжки и сложнейшие поддержки. Но прежде чем перейти к творчеству, спортсмены проходят испытание, отрабатывая обязательную программу (школа), где проверяют их профессиональные компетенции. Почему эта аналогия уместна? Потому что сложилось так, что многие наши педагоги изобретают велосипед и удивляются тому, что он не следует со скоростью «Мерседеса». Профессиональный стандарт педагога принят во многих цивилизованных странах, где никто не рассматривает его как ограничитель свободы.
Такие вот сложные задачи предстоит решать школам в начавшемся новом учебном году. В их решении нам, педагогам, необходимо опереться на понимание пап и мам, бабушек и дедушек. Тут надо действовать всем миром.