За партой до темноты
Депутаты и госчиновники озаботились школьным таймингом. Большая перемена, оказывается, не такая уж и большая, всего 20 минут. Парламентарии предлагают увеличить ее до получаса, чтобы растущему организму усвоить «обязательные горячие обеды». А в Свердловской области власти вдобавок обнаружили, что у шестиклассников 8 уроков в день. И в субботу еще 3 урока.
Получается, современные дети попросту живут в школе, да и дома не отдыхают, делая домашнее задание.
Депутат ГД Василий Власов предлагает увеличить большую перемену до получаса. С таким нововведением он вышел на министра просвещения. Мол, «миллионы российских школьников» съесть «гарантированные бесплатные горячие обеды» за 20 минут не успевают. «В этой связи прошу вас рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в нормативно-правовые акты в части установления минимально допустимого перерыва на обед школьников не менее 30 минут», — пишет депутат.
Реакция главы ведомства неизвестна. Родители почти единодушно решили, что новость «ни о чем». Во-первых, горячие обеды по стране получают только учащиеся начальной школы (1–4-е классы), их в столовку как раз организованно водит учитель. И 20 минут детям 7–9 лет как раз хватает для того, чтобы и обед съесть, и на перемене не поубивать друг друга. Подростки в столовой редко питаются, предпочитая окрестные шаурмичные и палатки. А еще вейпы как новый бич школ — как раз на «лишние» 10 минут.
Во-вторых, уроки будут заканчиваться еще позже. Что не на руку никому — ни учителю, ни родителям. «Ребенок и так в шестом-седьмом часу домой возвращается, на улице темно! А еще вечером уроки делать», — возмущается мама 14-летнего Владимира из Москвы. Ее ребенок учится в самой обычной школе. Увлекается плаванием и музыкой, но музыкалку пришлось бросить — совместить ее с обычными занятиями стало невозможно. Да, есть дети со светлыми мозгами и ответственностью, которые усваивают все на уроке и после «на коленке», между кружками и секциями решают домашку. Вот только такой «прекрасной нормы» в каждом классе от силы 10–15%.
Что уж тогда говорить об учащихся в школе во вторую смену (по статистике, их в РФ 2,5 миллиона), которые возвращаются домой ближе к ночи. По требованиям Рособрнадзора, учить «во вторую» можно только до 19 часов, это 6 уроков максимум. На практике же в каких-то школах дети вместе с педагогами сидят в классах до 8 или даже 9 вечера (7 или 8 уроков). Или в дирекции идут на сокращение времени уроков с 40–45 минут до получаса. Или же переносят львиную долю «недоданных» часов на субботу.
Скандал по поводу большого числа уроков в школьном расписании разгорелся в Нижнем Тагиле. Там родители учеников школы №50 составили коллективную жалобу на то, что у детей по 7–8 уроков и еще 3 урока по субботам. Зам. по соцполитике местного главы администрации жалобу проверил и удостоверился, что так и есть. «Это недопустимо, но такие вопросы должны решать руководители школы», — отреагировал госдеятель, отметив, что «перегрузок у детей нет». И технично посоветовал школьным администраторам предметы обозначать одним шрифтом, разную внеурочку: конференции, экскурсии, — другим. Вероятно, никто не сообщил свердловскому заммэра, что внешкольные мероприятия не ставят в расписание.
— Согласно закону «Об образовании» школы имеют право верстать расписание по своему усмотрению, — рассказывает юрист Станислав Попов. — На усмотрение школьной администрации и время начала занятий — с 8.00 до 9.30 утра. Это, можно сказать, наследство пандемии, и многим оно показалось удобным. Точно так и субботы — на усмотрение школьной администрации. Хотя Рособрнадзор и Минпросвещения рекомендуют пятидневную неделю. По закону 6 дней не могут учиться только первоклассники. Да, существуют СанПины, которые гласят, что в 5–6-х классах не может быть больше шести уроков, а в 7–11-х классах — больше семи. Но постановления главного санитарного врача — вовсе не буква закона.
— В школе прибавилось обязательных часов, — говорит методист и преподаватель Антонина Гордеева. — «Разговоры о важном» были введены специальным нормативным актом. С этого года появился час профориентации по четвергам или пятницам. Звучат предложения еще каких-то новых предметов — семьеведенья, НВП, дополнительные часы истории и обществознания. Но не в ущерб чему-то еще, потому что по закону школа обязана дать каждому ребенку базовое общее образование по существующим стандартам. Значит, в нагрузку, сверху.
А между тем родительские чаты и порталы переполнены советами, как адаптировать и разогнать иммунитет у ребенка, который вкалывает почти как взрослый. Чего только мамы-папы друг другу не советуют: мед, имбирь, природные сорбенты или даже кофе в 5-м классе…
«Да я с одним репетитором каждый день по два часа сижу, по одному только предмету, — реагирует ученик выпускного класса из Москвы, Даниил. — Домашнего задания теперь много и проектного. И электронного вдобавок. Но только почти все сайты, разработанные для школ, страшно глючат с потерей результатов. И тест, который решал 40 минут, повторяю заново…»
То, что урок (академический час) в школе должен длиться 45 минут, обосновал чешский реформатор образования Ян Амос Коменский. Он придумал и деление года на четверти, учебные программы и многое другое еще в XVII веке. Ученый доказал, что утомление и падение умственной активности у человека происходит на 46-й минуте занятий. Вот это и надо закрепить в виде закона. А не всякие сомнительные предложения слуг народа.