«Образцовое поведение» учителей ставит под сомнение школьную оценку поведения у детей

В школу возвращается дисциплинарная оценка — теперь уже точно. Но неоднозначно. Глава образовательного ведомства озвучивает три возможных варианта оценивания. Либо «зачет-незачет», либо пятибалльная шкала, либо трехбалльная: «неудовлетворительно», «удовлетворительно» и «образцовое поведение». Пока в критериях «удов» и «незачетов» и их четкости сомневается глава надзорного ведомства в образовании, у остальных тоже вопросы. И главное — кто будет эти самые оценки выставлять? «А судьи кто?» — хочется дежурно воскликнуть вслед за Чацким. Судя по последним сообщениям из школы, «мелкий бес» рукоприкладства оттуда не выветрился.

тестовый баннер под заглавное изображение

Например, в Приморье педагог оригинально отомстила четверокласснику за жалобу в дирекцию школы. Сначала наорала на мальчика во время урока, а после наблюдала, как по полу его мутузят одноклассники. История всплыла, «учителя года» уволили. А в Перми преподаватель музыки отдубасила школьника на лестнице. Решила, наверное, что камеры ее там «не видят»?

В Саратове и вовсе треш: педагог лицея надела мусорное ведро на голову третьеклассника. Судя по видео в соцсетях, учитель — женщина, убеленная сединами. И так ее несносный десятилетка раздражил… И снова в Приморье: в сельской школе педагог несколько раз ударила девочку по лицу. Наказывала за плохое поведение — так учитель свое поведение объясняет. И это все «сводка с полей» школьных нравов и происшествий последних трех суток.

Понятно, что безобразные «педагогические» примеры можно интерпретировать «в обратном порядке», от противного. И даже использовать их как аргументы для срочно-немедленного ввода не «дисциплинарной кары», но меры в школах. Мол, смотрите, что творится, — дальше нельзя. Их надо остановить…

Кого именно «их», народный суд определяет как скорый и спорый. «Вывели, выбесили, выгорели» — три буквы «в», которые обычно фигурируют в попытках оправдать недостойное поведение учителя. Всегда найдутся не только школьные или департаментские работники, но и «простые граждане», которые рукоприкладство «объясняют».

«А какие нынче детишки пошли?» — взывают к справедливости «традиционные» комментаторы. «Вот и вывели, учитель и не справился с эмоциями». Да, взорвался, как петарда, погорел, как раздутый цеппелин, под конец учебного года…

Если обращаться к истории, проблематике «кондуита и Швамбрании» не одна сотня лет. Находить баланс между строгостью школьных правил и вольностью ученических порядков представлялось сложным всегда. Но если припомнить образчики отечественной педагогической практики, то вспоминается пушкинский лицей. Знаменитый лицейский союз «неколебим, свободен и беспечен». И «шумные мечты» еще: «глядеть уныло» в зерцало условностей еще в зрелости успеется.

Вольный лицей, а не иезуитская школа. По словам Павла Анненкова, родители будущего поэта прикидывали, куда лучше отдать Сашу Пушкина. И была бы трагедия, скорее всего, останови они выбор на иезуитах. Француз и Обезьяна в тисках и молитвах точно не прижился.

Если брать времена более близкие-понятные, то, конечно, система Макаренко вспоминается. В коммуне имени Максима Горького служили голодные и босые, иногда буквально, педагоги. В материальном смысле знавшие лучшие времена. В штате их было мало, работали они с бродягами, малолетними преступниками, ворами. Однако звездануть хорошенько или ряху начистить, низвести, надеть на голову ребенку ведро «шкрабы» Макаренко себе не позволяли. Потому — интеллигенция!

С другой стороны, в новые рыночные времена ждать подвижничества образца доброго доктора Гааза, или доктора Чехова, или его однофамильца — земского учителя и просветителя Николая Чехова — от бюджетников не стоит. Земствовать нынче отправляются в глубинку за миллион рублей, школа учит до 75 баллов по ЕГЭ — остальное репетиторы. И для учителя, и для детей, родителей очень многое изменилось.

Почему ж тогда прежние «ценности» хотят отряхнуть от нафталина, достать из Леты и «вернуть взад» в школу? В прошлое или в свое детство вернуться нельзя, об этом создано много философских произведений. От известного высказывания Гераклита Эфесского («Нельзя дважды войти в одну и ту же реку») до «Куда уходит детство?» на слова Леонида Дербенева. «Как раньше» ничего вернуть нельзя, даже если в этом есть необходимость.

Пилотный проект по возвращению оценки за поведение в школу начнется 1 сентября 2025 года. Он пройдет в 6 регионах страны: Чеченская Республика, ЛНР и Мордовия, Новгородская, Тульская и Ярославская области.

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *