«Добрый маршал Рукосовский» и другие перлы с собеседования ОГЭ
На волне споров вокруг госэкзаменов и попыток упростить ОГЭ из повестки обычно выпадает итоговое собеседование (ИС) после девятого класса. А зря — это еще та конструкция, многоэтапный устный экзамен. С одной стороны, просто «зачет», с другой — возможность получить 20 баллов. Что хорошо в допуске — его проводят в своей школе и часто со своим учителем. Ну, еще с проверяющим.
Как правило, до девятиклассников понимание того, что ИС — это не «два абзаца пересказать», часто доходит месяца за полтора до собеседования. Вместе с ним приходит понимание, что будет внутренний конкурс аттестатов, и не всех возьмут в 10-й класс. Поэтому после собеседования учителя и наблюдают слезы разочарования, вечеринки «после собеседа»…
Итак, что же собой представляет эта процедура? Она недолгая: всего 15–20 минут. Чтение и пересказ, монолог и диалог.
Каждый школьник заходит в класс, где уже сидят «собеседователи» — учитель русского языка из «родной» школы и чужой наблюдающий. Первое задание — чтение вслух текста на 160–200 слов. Может повезти, и достанется что-нибудь о Гагарине или Пушкине. Но может попасться и Модест Петрович Мусоргский. Или вон про Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена есть хороший текст.
В любом случае задача экзаменуемого — «съесть» строчки глазами, как можно лучше запомнить. Можно подчеркивать, выделять сложные ударения, фамилии и даты. После этого идет выразительное чтение отрывка, а после этого листок переворачивают, и надо пересказать. Не обязательно близко к тексту, но с упоминанием значимых фактов и соблюдением всех микротем. И главное, воспроизвести цитату, которая обязательно будет в тексте.
— Почему-то текст про маршала Рокоссовского бывает на ИС почти каждый год, — рассказывает учитель русского языка и литературы из Москвы Лариса Панина. — Кем он только не перебывал — Рокотовым, Руссовским, Рукосовским… И «добрым маршалом», но ученик не смог объяснить почему. Каждый год кто-нибудь в принципе не понимает, что написано, отсюда «малогвардейцы» (молодогвардейцы), критик Беликов (Белинский) и другие. Хотя иногда и составители «тем для рассуждения» тоже удивляют. Вот что бы вы ответили на вопрос: «Должен ли каждый человек владеть языком балета?»…
Если школьник совсем не справляется, учитель может задать несколько наводящих вопросов. Но подсказывать, заканчивать фразу за выпускника не будет. Вопросы учителя — последняя соломинка, чтобы получить за этап чтения с пересказом хотя бы один балл.
Рассуждение — это уже вторая часть. Экзаменуемому предложат либо картинку для описания, либо повествование на основе жизненного опыта, либо рассуждение на отвлеченную тему. Жизненный опыт подростка может включать в себя помощь друзьям, волонтерство или общение в семье, например. Отвлеченная тема — экология, спорт, наука, любовь к родине…
Совет от педагогов — выбирать картинку, если точно понимаете, кто и что на ней. Обычно — ничего сложного: дети на пляже, космонавт возле ракеты или группа старичков на прогулке в парке. Описать такое изображение и поговорить о нем всяко проще, чем даже рассказать про друга Васю и о том, почему вы его так цените. Даже если экзаменатор будет задавать вопросы. А он будет — три вопроса входят в регламент «диалога» на собеседовании.
Взять отвлеченную тему и поведать, например, о философских аспектах сохранения экологии в условиях «второй природы» могут самые прошаренные гуманитарии. Причем говорить долго и путано на ИС так же плохо, как отвечать на вопросы привычными подростковыми фразами «ничо», «нормал», «хорчел был».
Собеседование — это «зачет», допуск к письменным ОГЭ, но и за него начисляют баллы. В чтении оценивают правильность речи, интонации, выразительность, всего 3 балла. Пересказ должен быть грамотным, логичным, ученик вспомнил и привел цитату — 4 балла. За монолог можно получить 3 балла. При этом надо сказать не менее 10 фраз, не сбиваться и не путаться, грамотно выстроить рассказ. И за диалог еще 3 балла, если нет логических ошибок.
— Невольно прибавляет очков, когда ученик держится свободно, не зажато, — говорит Панченко. — И даже если оговорится, то поправит себя же с улыбкой. Тем детям, у кого с коммуникацией не очень, надо дома репетировать. Еще совет: если рассказываете гладко, но забыли про цитату, вставьте ее в конце: «И, как говорил великий…» Если дату забыли, называйте месяц, год. Числительные, даты и сложные фамилии — то, на чем чаще всего спотыкаются во время чтения.