Правовую защиту учителей решили усилить за счет ухудшения прав детей

Новыми деталями расцвечивается законопроект о защите прав учителей, известный еще как антителефонный. Ведь по нему мобильные у детей все-таки будут отбирать «для регулирования учебного процесса». Министр просвещения сообщил, что в ближайшее время в каждой школе заработает комиссия для решения споров между учителями, учениками и их родителями.

Уже известно, что проект поправок в закон «Об образовании», внесенный 27 октября, будет проходить первое чтение в Госдуме 16 ноября. «Будут созданы комиссии специальные в школах, куда при необходимости могут обратиться и родители напрямую», — сообщил министр просвещения РФ. И подчеркнул, что комиссии очень важны для того «чтобы было объективное рассмотрение таких вопросов». Министр добавил, что текст поправок направлен в регионы. Где, скорее всего, обрастет рядом изменений.

Поправки в основной федеральный закон, по которому строится вся жизнь школы в стране, призваны к тому, чтобы защитить права учителя и укрепить авторитет профессии. По новой версии, педагоги «имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности».

Кто бы спорил, учитывая десятки историй с неадекватными мамашами и папашами и неуправляемыми учениками, в которых учитель оказывался крайним, потерпевшим, а то и фигурантом какого-нибудь дела. И, действительно, почти неприкрытым законодательно.

С другой стороны, почему усиление прав одного участника образовательного процесса идет за счет ослабления прав другого, то есть учеников? Согласно международным юридическим нормам, дети это слабая сторона, в силу их особой уязвимости.

Тем не менее предложение с отъемом телефонов у школьников не только на уроках нашло одобрение в высшем органе законодательной власти, Совете Федерации. «Снять (видео) на телефон, выложить (в интернет), сделать педагога объектом насмешек, травли, к сожалению, такое имело место быть», – аргументирует необходимость внесения «телефонной» поправки глава комитета СФ по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова.

Комиссии по защите учителей, расположенные при школах, тоже представляются с трудом. В школах все решения и шаги подчинены дирекции и учредителю, в роли которого обычно выступает представитель муниципального образовательного органа. Возможно, создание таких комиссий и ускорит рассмотрение ЧП, но только в стиле «как бы чего не вышло». Серьезные инциденты будут стараться заметать под ковер.

И конечно, такая комиссия по спорам ничего не даст учителю, если конфликтная ситуация возникнет с самой администрацией школы или вышестоящей образовательной организацией.

Поскольку о предстоящих конфликтных комиссиях детально не известно, «МК» решил обратиться к международному опыту. Есть ли где-нибудь еще комиссии для разрешения споров учеников и их родителей с педагогами и как вообще защищают права учителей?

В США существуют адвокатские организации, которые специализируются на предоставлении юридической поддержки учителей в случае конфликтов с учениками или их родителями. Они не только представляют интересы учителей в суде, но и помогают разрешить споры во внесудебном порядке.

В Канаде есть «Комитет по разрешению конфликтов в школе», «Центр по медиации в образовании». В Австралии созданы «Служба по разрешению конфликтов в школе», «Центр по урегулированию споров в образовании». Это независимые организации, которые не подчиняются образовательным ведомствам.

Но, конечно, основной регулятор прав учителей по всему миру — это профсоюзы, здесь и велосипед изобретать не нужно. В Китае, например, работает сразу несколько профобъединений, включая Китайский союз учителей (CTU) и Китайский союз образования (CEU), которые представляют интересы учителей в стране.

В Европе по несколько профсоюзов есть в каждой стране, некоторые объединены в Европейскую федерацию образования. Есть объединенный Национальный союз образования в Великобритании, Федерация учителей Франции и многие другие.

Понятно, что эти объединения не идеальны и не все учителя всегда довольны. Иногда считают, что зря только платят взносы, а их права представлены недостаточно. Но важно, что это независимые организации.

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *