Резюмируем итоги мероприятия
В Москве прошла пресс-конференция: «Виртуозный прыжок в терапии тревожных расстройств», посвященная проблематике заболевания и современным методам терапии. Спикерами на мероприятии выступили доктор фармацевтических наук, профессор, заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Сеченовского университета Роза Исмаиловна Ягудина, доцент, к.м.н., зав. кафедрой психиатрии, психотерапии и психосоматической патологии факультета непрерывного медицинского образования Медицинского института РУДН Владимир Эрнстович Медведев и фигуристка, многократный призер чемпионатов Европы, участница пяти олимпийских игр Маргарита Дробязко. Они обсудили важность инноваций в разработке противотревожных препаратов.
тестовый баннер под заглавное изображение
По словам Медведева, в среднем за пандемию количество обращений пациентов с тревожными расстройствами увеличилось на 25-30% и рост продолжается до сих пор, пусть и не такими стремительными темпами. «Уровень тревоги – это вещь субъективная. И только сам человек может сказать себе, а потом врачу, что у него повышен уровень тревожности. Нужно ориентироваться на собственные ощущения. Плюс появляются различные дополнительные симптомы», — рассказал Медведев. В качестве примера он назвал зуд, покраснение кожи, онемение локальных участков, нарушение сна.
Он добавил, что для самоанализа неплохо подходят приложения-опросники. Но поставить точный диагноз и подсказать поход к лечению может только квалифицированный специалист. При необходимости возможно сочетание психотерапии и фармакотерапии. “На сегодняшний день, когда назначается противотревожная терапия, в первую очередь делается акцент на безопасность. Нельзя начинать терапию с тех препаратов, у которых есть высокий риск развития зависимости, привыкания, серьезных хронических побочных эффектов” — рассказал Медведев. Он также уточнил, что пациенты при выборе между рецептурными и безрецептурными препаратами отдают предпочтение последним, поскольку они лучше переносимы.
Он также отметил важную, но вспомогательную роль новых технологий, включая телемедицину, а также рассказал о больших перспективах искусственного интеллекта, уточнив, что ИИ может выступать помощником в постановке диагноза, но не может заменить психиатра.
На вопрос об инновациях в разработке препаратов с новым механизмом действия Роза Исмаиловна Ягудина упомянула новую ретардную форму молекулы фабомотизола, уточнив, что данная разработка российская, что, безусловно, внушает гордость. «Препарат безрецептурный, но это вовсе не означает слабую доказательную базу».
«Мы провели исследование, которое назвали «Аксель». С одной стороны – это союз слов «Anxiety» (тревога) и «Lowly» (низкий), а с другой — исследование было сложным, как прыжок профессионального фигуриста. Это одно из максимально значимых в доказательной медицине вариантов исследования: двойное, слепое, плацебо-контролируемое, многоцентровое. Оно показало, что препарат Афобазол Ретард, который является новым поколением фабомотизола, уменьшает тревогу, но при этом обладает прокогнитивным эффектом и не имеет типичных для этой группы препаратов побочных эффектов, — сообщил Медведев.
«Интересное название для исследования. Аксель — единственный прыжок, который имеет неполное количество оборотов. Это прыжок, исполняющийся сходу вперед и выезжающий на ход назад. В этом его сложность, в этом его уникальность. Без этого прыжка, я думаю, прогресс в фигурном катании был бы намного медленнее», — рассказала Дробязко.
«Я хочу напомнить, что тревога локализуется в голове. А мозг регулирует весь наш организм. Поэтому чтобы повысить качество жизни, нужно относиться к своему психическому здоровью так же, как к телесному. Мозг – это такой же орган, как сердце, или печень. И ему тоже периодически нужна помощь», — заключил Медведев.