Как промышленные предприятия популяризуют инженерное дело
В России растет популярность технических и естественно-научных кружков — такие секции дополнительного образования в 2023/2024 учебном году посещали почти 6 млн детей, на треть больше, чем годом ранее. Это отвечает запросам экономики: для дальнейшего импортозамещения российским предприятиям нужны инженеры, спрос на них только растет. Одним из зачинателей робототехнического движения для школьников в стране считается промышленник Олег Дерипаска, всегда занимавшийся комплексной поддержкой развития образования и науки: около 15 лет назад по его инициативе стартовала программа робототехники в целом ряде городов России. Как государство и бизнес работают над популяризацией инженерного дела и какие возможности для этого дает дополнительное образование — в нашем материале.
тестовый баннер под заглавное изображение
Кружки и секции сегодня посещают 80% российских детей — за последнее время в стране создано более 1 млн новых мест в системе дополнительного образования. Об этом на ХI Всероссийском совещании работников сферы дополнительного образования детей (ДОД), которое проходило в конце ноября в Москве, сообщила заместитель министра просвещения Российской Федерации Ольга Колударова. В 2023 году охват оценивался в 75%. По данным ведомства, в стране сегодня более 17,7 тыс. бесплатных центров допобразования, в них числятся свыше 19 млн школьников.
Традиционно самое востребованное — социально-гуманитарное направление: в художественных и музыкальных школах и других творческих кружках в 2023/24 учебном году занимались более 11 млн детей. Но в последние годы Минпросвещения фиксирует растущую популярность технических и естественно-научных кружков и секций. Так, по данным подведомственного министерству Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий, в 2023/2024 году более 2,8 млн детей для внешкольных занятий выбрали техническую направленность, более 2,9 млн — естественно-научную. Эти показатели в Минпросвещения называют рекордными: охват детей дополнительным образованием по этим направлениям вырос за последний год более чем на 30%.
Рост популярности в ведомстве связывают с расширением сети организаций ДОД в рамках нацпроекта «Образование», а также с улучшением качества программ подготовки, инфраструктуры и оснащения занятий. В сельской местности и небольших городах при школах открываются центры «Точка роста» — это самый распространенный формат, их уже более 17 тыс. Там детей знакомят с современными технологиями и необычными профессиями. В детских технопарках «Кванториум» обучение строится по 14 направлениям, или квантумам: детям 10-18 лет доступны 3D-моделирование, программирование, нейротехнологии и искусственный интеллект, беспилотная авиация и др. Как ожидается, к концу 2024 года в стране будет 496 «Кванториумов»: их открывают при школах или по инициативе крупнейших работодателей, а в удаленные от областных центров районы ездят мобильные «Кванториумы» — специально оснащенные автомобили на базе «Газелей». Еще один формат — центры цифрового образования «IT-куб», где ребята 7–18 лет знакомятся с программированием, разработкой приложений для мобильных устройств, виртуальной и дополненной реальностью, учатся программировать роботов. По прогнозу Минпросвещения, к концу года в стране будет 340 «IT-кубов».
Развитие технического и естественно-научного направления кружков и соответствующая ранняя профориентация детей — требование нового времени. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в последние два года спрос на высококвалифицированных инженеров по сравнению с 2010 годом вырос почти втрое: если тогда предприятиям требовалось 29,9 тыс. таких работников, то в 2022-м — уже 79,8 тыс.
Неудивительно, что крупный бизнес тоже активно вкладывается в воспитание будущих специалистов. Так, собственный центр детского технического творчества и профессиональной ориентации есть у холдинга «Алмаз-Антей», корпорация «Росатом» развивает образовательные проекты в рамках своего движения «Юниоры Росатома», СИБУР проводит каникулярные профориентационные школы, ведет в городах присутствия проект «3D-академия» для среднего школьного звена и др.
В 2008 году фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски учредил программу «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России», которая развивается до сих пор по всей стране. В ее рамках проходит молодежный робототехнический фестиваль «ТехноФест», а также на специальном полигоне в Нижнем Новгороде – соревнования автомобилей-роботов «РобоКросс» с полевыми испытаниями. По подсчетам фонда, в целом программа охватывает более 20 тыс. школьников и студентов из 64 регионов России.
Постоянные участники робототехнических мероприятий — выпускники технопарков Горьковского автозавода «Кванториум ГАЗ» и «Техноспейс», созданных при корпоративной академии предприятия. «Мы выросли из того самого, первого робототехнического кружка, который был создан для сотрудников завода в ДК ГАЗ. Тогда в нем занимались 30 детей, сегодня в двух технопарках — 600. На занятия к нам приезжают ребята даже из области: из Арзамаса, Балахны, Бора», — рассказывает руководитель нижегородского «Техноспейса», преподаватель Нижегородского государственного технического университета им. Р. Е. Алексеева Людмила Федосова.
По словам Людмилы Федосовой, программы центров очень востребованы, не только потому, что занятия бесплатны: технопарки знакомят с множеством компетенций, интересных современным детям разных возрастов — от основ электроники и радиотехники до прототипирования и инженерного дизайна.
Еще одна важная часть занятий в современных технических кружках — подготовка к всероссийским соревнованиям и участие в них. Это, например, международные STEAM-соревнования «Лига», Всероссийская робототехническая олимпиада, турнир «Профессионалы» и другие. Турниры, как правило, идут круглогодично, а значит, формируют в стране сообщество увлеченных детей и педагогов, которым интересно общаться друг с другом. «Соревновательный азарт детям необходим. Мы практикуем даже внутреннюю конкуренцию, проводим отборы, чтобы дети были мотивированы: важно видеть и свои успехи, и соперников, чтобы стремиться быть выше и сильнее», — говорит Людмила Федосова.
Детское увлечение техническим творчеством, которое родители поддерживают дополнительными занятиями, — наиболее органичный путь в профессию. Об этом свидетельствует опыт и самих учащихся. Например, в Нижнем Новгороде уже выросло первое поколение специалистов, которые когда-то ходили в кружок робототехники при Горьковском автозаводе, а теперь сами работают на предприятии. «Я занимался в кружке пять лет, с 2013-го по 2018 годы. Было очень интересно, это одно из самых ярких впечатлений детства», — рассказывает сотрудник инженерного центра автозавода Дмитрий Шакин. По его словам, он быстро определился с будущей профессией: «Я понял, что мне действительно нравится робототехника, и поступил на то же направление в Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева — так получилось, что к тем же преподавателям, что работали с нами в кружке. Вышла такая легкая интеграция: они знали меня, мой уровень подготовки и компетенции и с первого курса начали вовлекать меня в интересные проекты: студенческие соревнования по робототехнике».
В свободное от основной работы время он сам теперь преподает в «Техноспейсе». В основном дети заинтересованы в занятиях, говорит Дмитрий Шакин: «Большинство ребят, особенно старшеклассники, уже планируют поступление в технические вузы».
Активность государства и бизнеса в популяризации инженерного дела и технических специальностей уже приносит свои плоды. По данным всероссийского опроса ВЦИОМ, опубликованным в июле 2023 года, две трети респондентов в возрасте 18-55 лет (65%) отнесли профессию инженера к престижным, причем среди молодежи в возрасте 18-24 лет так считали больше половины (56%) опрошенных.
Результаты HR-политики конкретных предприятий интерес молодежи к промышленности подтверждают. Например, нижегородскому автозаводу комплексная программа ранней профориентации уже принесла заметный приток молодых специалистов: с 2021 года их количество увеличилось на 3%, при том, что в целом в стране численность трудоспособных молодых людей от 18 до 35 лет сократилась на 8%.
С точки зрения государственной политики эффекты развития системы дополнительного образования в интересах промышленности еще весомее. Авторы доклада «Дополнительное образование и внеучебная деятельность для развития навыков» НИУ ВШЭ прослеживают связь существующих технологических кружков с традициями кружков XX века (воздухоплавательный кружок Жуковского, группа ракетостроителей Цандера, кружки Щедровицкого, Лотмана, Ильенкова), в которых формировались «неформальные общественные связи энтузиастов», где в межпоколенческой среде искали новые технические решения, учились командной работе и «осознанному коллективному труду». То есть, по сути, закладывали основу для развития страны на десятилетия вперед.
Фото: Михаил Сорокин