Психолог Идзиковский: «Нельзя заставить читать книжки, если папа-мама не читают»
Не грузить детей домашними заданиями на праздники предложила депутат Госдумы. Парламентарии напрямую обратились к учителям с просьбой дать возможность детям весь зимний отдых «посвятить семье».
О том, полезно ли заниматься уроками на каникулах, в каких количествах и как это лучше делать, «МК» поговорил с экспертами.
Традиционные «занятия на каникулы» — это не летние длиннющие списки литературы, но все же. Некоторые учителя стараются и 12 дней каникул разнообразить повтором нескольких разделов, а то и целого учебника. Сочинениями, докладами, 50 примерами по алгебре или дюжиной-другой ЦДЗ (цифровых домашних заданий). Именно такое количество «домашки», а еще семь параграфов по географии (с картами), том «Преступления и наказания» — реальные задания «на зимние праздники», которыми с «МК» поделились родители школьников. Притом что каникулы по закону относятся к периоду академического отдыха. И юридически школы на этот период могут что-то рекомендовать, и не больше.
«Считаю, что учителям не следует нагружать детей домашним заданием в период новогодних праздников», — считает депутат ГД Василина Кулиева. Правда, обоснование называет странное: «Совмещать новогодний период с выполнением домашнего задания идет вразрез со смыслом народной традиции». Если это про Рождество, то последняя неделя поста (она называется Неделя святых отец) у православных самая постная. И послушание в виде уроков в нее как раз очень вписывается.
Впрочем, депутат поясняет свою мысль в более светском ключе: «В течение года родители и дети активно работают и сейчас нуждаются в отдыхе». Поэтому школе надлежит давать задания на каникулы «на добровольной основе, ни к чему не принуждая».
А тем, кто выбрал отечественную традицию зажечь в Новый год, и не только елку, депутат напомнила о правилах безопасности. Надо аккуратнее кататься с горок и «корректно использовать электроприборы дома».
Обо всем, что касается заданий на праздники, в прямом эфире «МК» поговорил с экспертами. Мнения профессионального преподавателя и психолога во многом совпали с «депутатским запросом», ратующим за то, чтобы не задавать много «домашки» в Новый год.
— По моему мнению, нужно учитывать возрастную психологию, каков возраст ребенка. Если мы берем 11-классника, понятно, что ему нужно заниматься, у него и олимпиады могут быть в это время. В качестве альтернативы сейчас много всевозможных предметных лагерей: по математике, по физике. Этот ребенок будет одновременно и отдыхать, и заниматься.
А вот в начальной школе Черникова советует только отдыхать на каникулах. Если очень надо, то начинать налаживать режим и приступать к занятиям дня за 2 до окончания отдыха.
— И младшим, средним школьникам отдыхать с семьей, — говорит Черникова. — Коньки, лыжи с родителями, с друзьями. На воздухе, на улице. Закалка совершенно необходима.
С детьми, которые испытывают проблемы с памятью, вниманием, собранностью, Ольга советует лучше использовать каникулы не для решения задач, а для нейропсихологической зарядки.
И, конечно, большие каникулы — бесценная возможность сходить в музей, на концерт или выставку для культурного развития. А в театр можно сходить даже с пользой, если там дают какое-нибудь произведение, которое дети проходят по литературе.
Психолог Евгений Идзиковский согласен: «Возраст и личность ребенка — определяющий фактор». Родителей он призывает «не распыляться по всем предметам, а выбирать то, что ребенку самому нравится». А также воспитывать делами: «У родителей функция воспитания первична, а у школы вторична». 12-дневные каникулы с такой точки зрения можно рассматривать как родительский ресурс. Есть время на совместное развитие, общение, формирование более тесных родственных связей. Личный пример нельзя переоценить: «Нельзя заставить читать книжки, если мама-папа не читают».
А что касается учителей и их заданий, Идзиковский говорит, что «программа в целом рассчитана на то, чтоб дети, выходящие с каникул, втягивались в учебу». То есть в обычной школе и обычному классу давать с ходу какую-нибудь самостоятельную или контрольную работу не очень-то правильно. Хотя, возможно, где-то в лицейских топовых школах это норма: «Для бодрости, легкая разминка».
— Вот раньше по литературе после каникул писали сочинение: «Как я провел лето», и это правильно, — говорит Идзиковский. — Понятно, что обучение в школе — рутинная история для учителей. Но вхождение в учебу после отдыха должно быть постепенным.
Большое обсуждение вместе с экспертами проблемы занятий на зимнем отдыхе можно посмотреть на сайте «МК». Эфир «Новогодние праздники: как школьникам адаптироваться после каникул» в нашей телестудии вышел 24 декабря.