Тесты, нехватка кадров и «бюрократия» – сложности внедрение проверок на знание русского языка
В Минпросвещения сообщили о начале работы над новым порядка приема в школы детей мигрантов. Бесповоротность такого решения продемонстрировали «Итоги года» с Путиным, где президент сказал, что это решение Госдумы было правильным: «Нагрузка не должна ложиться на местное население». И напомнил о хорошей традиции создания русских школ на родине гастарбайтеров. А вот о специальном ведомстве по делам мигрантов президент высказался менее определенно, в стиле «надо посмотреть».
Перед образовательным министерством и надзорным ведомством теперь лежит объемная задача по подготовке методической базы, «доведения» тестов, межведомственному взаимодействию. Ведь, как сказано в «законе Володина-Яровой» о детях мигрантов в школах, прежде чем тестировать детей при приеме, будут проверять порядок легитимности нахождения в стране всей семьи. Что, по логике, предполагает плотное взаимодействие школ с соответствующими структурами в МВД, с Федеральной миграционной службой.
«Минпросвещения прорабатывает вопрос внесения изменений в порядок приема на обучение в школы в части определения необходимых документов для зачисления», — сообщают в пресс-службе ведомства. Какие-то детали в министерстве не раскрывают, кроме того что «тестирование будут проводить бесплатно».
Что касается самих тестов и их содержания, «МК» уже писал об обкатке подобной практики в большинстве регионов и областей РФ. В 28 субъектах проверку прошло 100% обучающихся детей мигрантов, тестирование стартовали еще в октябре.
В основе метода лежат пособия, разработанные в Башкирском государственном педагогическом университете им. Акмуллы (БГПУ) и в Институте русского языка им. Пушкина. Но, возможно, входной вариант проверок и собеседований будут упрощены.
Тестирования и беседы с уже обучающимися в школах детьми «с мигрантской историей» показали, что 58% учеников хорошо говорят и пишут по-русски. 23% школьников-мигрантов продемонстрировали «трудности в обучении», 18% «знают язык плохо или не знают совсем».
Впрочем, слова президента не принято игнорировать. И если он на итоговой пресс-конференции сказал: «Как можно учить ребенка, если он не владеет языком. Только дополнительно с ним надо заниматься», то это может быть сигналом к появлению у нас центров языковой адаптации для детей мигрантов.
О таких центрах недавно упоминалось и Совете СПЧ с участием президента. Похожая практика распространена в других странах – год учим язык, потом поступаем в обычную государственную школу. Важно, чтобы и эти учебные заведения были и оставались бесплатными. Ведь оплатить занятие по языку и культурной адаптации родители – дворники, строители и клинеры, — скорее всего, не смогут.
По новому закону, который 11 декабря прошел последнее чтение в Госдуме, дети мигрантов, которые не смогут выполнить задания на знание русского языка, не будут обучаться в российских школах.
— Министерству сейчас будет непросто с той точки зрения, что образовательный стандарт ФГОС-III прогрессивный у нас и разницы между учениками с мигрантской историей или без оной не делает, – говорит методист и преподаватель Анастасия Гордеева. – Стандарт рассчитан на 7-8 лет, то есть поменять его официально можно только в 2030 годах.
Зато федеральные программы (ФОП) по русскому как иностранному есть, наверное, за счет них и будет оформляться бюрократия. Есть и готовые рабочие программы РКИ (русский как иностранный), тут все в порядке. Предвижу только проблему с кадрами: учителей для преподавания билингвам, носителям языков тюркской и иранской групп мало. Так что, если тестирования будут проводить повсеместно, да с собеседованием еще, целесообразно запускать и программу дополнительного обучения, переподготовки кадров для учителей.