Полупансион вместо продленки: дорого, кому жаль ребенка или «хороший выход»
«Школа полного дня» – новое название для хорошо забытой советской продленки. Отличие в том, что ШПД – это платное мероприятие, и кое-где «коммерческая составляющая» уже теснит обычное обучение.
С таким явлением столкнулись родители в центре образования Татарстана. Они утверждают, что в началке там остался только один «нормальный» класс, остальные все «полного дня», то есть за деньги. Есть семьи, которые не могут платить, или те, кому продленка ни к чему. Однако формат новых продленок набирает обороты.
Свою обеспокоенность родители из татарского Нижнекамска излили в соцсетях. Они пишут, что в целом образовательном комплексе в 1-4-м классах на каждой параллели осталось по одному обычному классу. Остальные все платные, «школа полного дня». В месяц такое удовольствие обходится семьям в 5,5–6,5 тысячи рублей.
По сути, такая форма занятий – пансион, где дети питаются, делают «домашку», а еще развиваются. На дополнительные занятие делают упор все «школы полного дня». Прогулки, бассейн, кино, танцы, иностранные языки, где-то даже иппотерапия – занятия на лошадях. Мол, дети под присмотром, занимаются, родители работают – все счастливы.
Но родителям из Татарстана непонятно, почему эта услуга – добровольно-принудительная. Вторая смена в регионах для не охваченных «полным днем» детей – еще одна черта такой системы. Кроме того, родителям не нравится, что взимается оплата за пропущенные дни или даже недели, которые ребенок проболел. А некоторые находят оплату за «полный день» слишком высокой.
В местном министерстве образования Нижнекамска недовольным родителям разъяснили, что подобные платные услуги в школе не противоречат законодательству, поскольку заключается договор о дополнительном образовании. Да, в одних школах классов с «полным днем» больше, в других меньше, а где-то вообще их нет. И всегда можно перейти в другую школу, если что-то не устраивает.
Свою позицию обозначил и директор комплекса Артур Галиахметов. По словам директора, школа полного дня вводится «не для коммерциализации образования, а для самих же детей». Ученики развиваются: у них есть «дополнительное плавание в бассейне, занятия по логике, робототехнике, развитию речи, углубленный русский и английский, прогулка, часы чтения» и др.
Согласно «замерам», которые проводились администрацией в этой школе, у детей «школы полного дня» более высокие результаты «на олимпиадах, на экзаменах». И цены щадящие, полагает директор. Не 10-15 тысяч рублей в месяц, как в Казани или других местах, а всего 5-6 тысяч.
Также школьная администрация утверждает, что из 17 классов в началке с «полным пансионом» – только 10. Есть еще смешанные классы, где часть детей остается на «полный день», а часть нет. «Пансионные» классы переполнены, в каждом по 30 человек – родители сами рвутся в школу с дополнительными услугами.
– По поводу сравнения школы полного дня (ШПД) дня и ГПД (группы продленного дня) все верно, согласно методичке, это то же направление развития дополнительного образования, – говорит методист и преподаватель Анастасия Гордеева. – В методике упоминают и решение Госдумы по поводу групп продленного дня, и поручение президента. Существует план и концепция развития ШПД как формы допобразования в школах, подсчитана доля прибыли. И она, кстати, очень небольшая: 3-5%.
«МК» не удалось обнаружить какого-то единого приказа или стандарта по ШПД, только концепции, конференции, проекты. Понятно, что со стороны образовательного ведомства проект развивается уже несколько лет, но, возможно, его притормозил коронавирус.
«Полный день» в школе – это, безусловно, перспективное начинание, его и главный плюс в том, что ребенок занят в школе до 18 вечера. Однако, помимо стоимости занятий, которая не всем по карману, настораживает и 11-часовая нагрузка на ребенка. Тем более, если это малыши в начальной школе.
«Я помню свою продленку, и воспоминания неоднозначные, – делится в обсуждении ШПД Марина из Подмосковья. – Моя мама была рада, что я приходила домой уже с готовыми уроками, ужинала и ложилась спать. И никаких хлопот не доставляла. Но, честно говоря, постоянное пребывание в школе, где нельзя лишний раз прилечь или отвлечься, выматывало». Памятуя свой опыт, женщина остановилась на половинчатом решении – ее сын в группе ШПД находится до 16.30, после его забирают домой. Другие участники обсуждения в родительском паблике решили, что, если нет бабушек-дедушек или няни, а оба родителя работают, «полный день» в школе – хороший выход.