Им очень нравятся мексиканские лепешки
Космонавтам захотелось питы на борту, и космические кулинары тут же приступили к поиску способа ее приготовления, отличного от земного. Специалисты НИИ пищеконцентратной промышленности и специальных пищевых технологий рассказали «МК», в чем специфика создания такого, вроде бы простого продукта.
В двух словах, – они просто не умеют его готовить… Пока. Да, профессионалы, которые для покорителей небес творят порой невообразимое: сложные сублимированные борщи, паштеты из печени трески, выпекают специальный космический хлеб «на один зубок», не могут вот так просто взять и приготовить простую вроде бы лепешку. Все дело в том, что к любому продукту, поставляемому в космос, предъявляются повышенные специфические требования, такие, как структура, габариты, масса, простота в использовании и хранении, удобство приёма пищи в условиях невесомости, неприедаемость в течение длительного времени и безопасность. Все это должно быть применено и к вновь разрабатываемой пите.
А все они, американцы, виноваты, – растравили душу своими тортильями — мексиканскими лепешками, которые можно сворачивать как блин, начиняя разными начинками из консерв или восстановленных сублимированных продуктов. Российские космонавты иногда угощаются за американским столом, но хотелось бы иметь свое.
— Наша пита ближе всего подходит к их тортилье, – поясняет начальник отдела космического питания НИИ ПП и СПТ Андрей Ведерников. – Правда, в отличие от большого «блина», то есть тортильи, пита – это лепешка с «карманом», в который можно что-то положить. Сложность заключается в том, что ту питу, которая продается в магазине, нельзя отправлять в космос – она не отвечает большому спектру требований, прежде всего, – по хранению. У нас постоянно идут исследования с новыми продуктами для космонавтов. К примеру, каши из манки с наполнителями, которые мы хотели отправить в космос, не выдержали испытания в том числе и по минимальному сроку, который мы закладывали. Еще одно важное требование – сделать так, чтобы продукт не крошился при транспортировке. Мы не стоим на месте, – работаем над космической питой, чтобы удовлетворить запросы наших космонавтов.
– Эта лепешка – продукт наших заокеанских коллег. Да к тому же мы стараемся никогда не копировать американский ассортимент, держим свою марку. Если еда на российском и американском сегменте будет повторяться, мы лишим членов международного экипажа эмоций от вкушения чего-то новенького во время их гостевых визитов друг к другу. А на космической станции, где люди находятся по полгода, а иногда и по году, прием пищи является одним из важнейших способов разрядки, источником получения дополнительных положительных эмоций, подъема настроения.
— Ассортимент, предлагаемый астронавтам NASA, чуть ли не в пять раз превышает по разнообразию наш… Но это в основном продукты промышленного производства. Да, они проверены, переупакованы, обработаны особым образом, но это не специальная еда. Наша разработана и разрабатывается специально для космонавтов с учетом особенностей нахождения на орбите.
— Во-первых, мы разрабатываем продукты без химических добавок, которые встречаются в обычных продуктах, – кто знает, как отреагирует организм человека на них в сложных космических условиях? А если производители продуктов еще и не укажут какого-нибудь «секретного» ингредиента, и мы вообще не будем к нему готовы?
Во-вторых, мы готовим специальную еду с учетом того, что уже на четвертые сутки в невесомости вкусовые рецепторы человека притупляются, и у него возникает потребность в потреблении более ярких по вкусу продуктов.
– Можно сказать, что у нее более ярче выражен вкус, – в нее сразу закладывается необходимое количество соли, перца, других специй. Американские же коллеги на случай притупления вкуса докладывают своим членам экипажа отдельно жидкую соль, жидкий перец (в космосе нельзя использовать порошки). Космонавты, которые пробовали американскую еду, какие-нибудь их консервы, говорят: мол поел их и не понял, что съел. Вроде вкусно, а эмоций не вызвало (кроме таких простых блюд, как тортильи, конечно).
– Российские можно определить с закрытыми глазами. Американцы в шутку говорят так: «У нас еда не сладкая, не соленая, ЗОЖ да и только. Если хочется яркого, вкусного – это к русским!».
– Кроме специй мы закладываем в рецептуру много дополнительных натуральных ингридиентов. Например в нашем космическом борще присутствует корень сельдерея. Вот вы, к примеру, кладете его, когда дома готовите борщ?
– А мы кладем. Он дает дополнительную вкусовую составляющую, закрывает какой-то из рецептов.
— Не исключено, что для РОС мы приготовим особый хлеб. В настоящее время в Институте медико-биологических проблем РАН проходит годовой международный эксперимент SIRIUS, имитирующий длительный полет к Луне и обратно. В нем мы предложили членам экипажа, опять же, для поднятия настроения, поэкспериментировать с новыми рецептурами хлеба, которые они выпекают себе в хлебопечке. Так что не исключено, что на новой станции у будущих космонавтов также появится хлеб с различными полезными добавками, не исключено, что и с радиопротекторными.
Готовится густая ржаная закваска из муки, воды и чистых культур заквасочных дрожжей и молочнокислых бактерий;
Готовится осахаренная заварка из муки, солода, кориандра и воды;
Готовится опара;
Замешивается тесто.
После того, как тесто забродит, его разделывают, взвешивают, расстаивают и выпекают в особых формах на 80 ячеек. Готовые буханочки перед упаковкой обязательно охлаждают. К упаковке у специалистов особые требования – она проходит двойную стерилизацию и получает вторую, внешнюю оболочку.