Пятидневные сборы с оружием ждут школьников и студентов колледжей

Покупать или нет ребенку защитную форму в школу, готовиться ли отпускать его на сборы — таким вопросом задаются многие родители. Ведь в число обязательных предметов вернули основы военной подготовки. В новом курсе Основ безопасности и защиты родины (ОБЗР) немалую часть составляют модули на военную тему. Применение оружия, изучение военной стратегии и тактики, управление БПЛА — как это все будет преподаваться на самом деле?

Переподготовка учителей ОБЖ «под ОБЗР» идет полным ходом — до конца года в центре военно-патриотической и спортивной подготовки обещают обучить около 9 тысяч человек. Кроме того, к преподаванию военных дисциплин в школе собирались привлечь «специалистов с боевым опытом». А пока наследников Ушинского учат «сборке/разборке оружия, стрельбе, техники передвижения на поле боя, «алгоритму поиска взрывоопасных предметов», эксплуатации и пилотированию беспилотных авиационных средств» и др.

«МК» изучил приказы и официальные документы, касающиеся ОБЗР. И убедился, что, несмотря на официальное внедрение «нового-старого» НВП в школьную программу, конкретики вокруг него маловато. Прежде всего, нет учебного пособия, которое еще год назад заявлялось как сотворчество ряда ведомств: Минздрава, МЧС, Минобороны… Учебника ОБЗР как такового нет. Как и, признаться, специально оборудованных классов и учителей. Ведь, даже если 10 тысяч человек подготовят, школ-то в России 46 тысяч…

За возвращение НВП в обществе ратовали целых два года. «Введение такого предмета в школах позволит провести планомерную подготовку граждан к возможному противостоянию с врагом», — говорил глава Минпросвещения. Депутаты Госдумы тоже голосовали за, предлагая каждому школьнику учиться рыть окопы, камуфлироваться, составлять топографическую карту местности, собирать автомат Калашникова, предотвращать эпидемии, оказывать первую помощь. Позднее к этим обязательным навыкам прибавилось знание БПЛА.

Затем появился нашумевший проект приказа, в котором фигурировали гранаты Ф-1 и РГД-5, а также эпидемии заболеваний наподобие ковида и борьба с ними, другие «биолого-социальные чрезвычайные ситуации». А еще пропаганда ЗОЖ, первая помощь, гражданская оборона (ГО), «антиэкстремистская и антитеррористическая личностная позиция» учеников и еще много всего.

В окончательном виде документ утратил расплывчатость, цели стали ясны: «сформированность представлений о роли России в современном мире, угрозах военного характера»… В документе говорится об основах обороны государства и воинской службе, правах и обязанностях гражданина в области ГО, «знаниях действий при сигналах гражданской обороны» и др. И задачи определены: модули четко разбиты по группам. Среди них: «Основы обороны государства», «Военно-профессиональная деятельность» (с информацией о контрактной службе), «Элементы начальной военной подготовки».

В последнем разделе обращают на себя внимание «полевые» подпункты, утвержденные совместно с Минобороны. Тут указаны не только беседы о воинской повинности и гражданской обороне, но и «приобретение навыков» в ходе учебных сборов. А на сборах прописаны правила обращения со стрелковым оружием, основы тактической, строевой подготовки, военно-медицинская служба и др. Такие сборы будут проводиться на базе учебно-методических центров военно-патриотического воспитания молодежи. 

Из школ сообщают, что преподавание ОБЗР «будет вестись по новым модулям, по учебникам и пособиям в соответствие с ФГОС (федеральные образовательные стандарты. — Авт.) Никаких сборов, смотров, учений не планируется, «информация не поступала».

— Да, учебника по этому предмету нет, но ОБЗР в расписании стоит, —  говорит преподаватель, методист Анна Гаева. — Не берусь предсказывать, что дальше будет. Возможно, с учетом насаждаемой метапредметности практическую часть возьмет на себя физкультура. Вспомним метание гранаты, кроссы в противогазах, прохождение препятствий и прочие «элементы боя»… Пока занятия останутся теоретическими. В конце этого приказа от ведомственного департамента упомянуто, что у нас две части общего образования, по стандарту. Обязательная часть — это и есть те самые модули, школы могут сами решать, нужны ли им военные сборы или тактико-стратегические занятия. Так что, думаю, в школах будут выжидать,  присматриваться. Пока военную рубашку приобретать не стоит.

Ориентируясь на опыт других стран, можно сказать, что НВП в школе все-таки специальная история. Военное дело дети и подростки изучают в Израиле, Китае, КНДР, Белоруссии и некоторых других странах. Но и там есть особенности. 

В КНР в школах детям даются элементы НВП, основная «военная» нагрузка, в том числе физическая, приходится на вузы. В Беларуси НВП преподают в старшей школе В Северной Корее, конечно, много внимания уделяется военной и патриотической работе, физподготовка в школах «заточена» под НВП, есть смотры, парады, стратегические игры. Но вот военные сборы — после окончания школы.

В остальных случаях военная подготовка есть только у кадетов. Это военные школы, классы или программы, участие в которых добровольное. Такое «специальное» НВП есть в США, Канаде, Великобритании, Австралии, у кадетов популярны военные игры наподобие «Зарницы». В Германии, Франции, Японии военная подготовки в школе отсутствует. Есть программы с элементами ГО, первой помощи, основ безопасности при террористической атаке, и то факультативно.

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *