В 2024 году начнется формирование «уникальной системы» образования без бакалавриата

В Госдуме прошел парламентский час, посвященный итогам приемной кампании-2024, реализации различных программ в сфере высшего образования и перспектив «вышки» на будущее. Свой доклад перед представителями разных фракций и комитетов ГД зачитал министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.

Можно сразу сказать, что и доклад, и деятельность руководителя Минобрнауки депутаты в основном одобрили и поддержали. Министром было озвучено много статистики. В числе прочего 50 тысяч дополнительных бюджетных мест в вузах, по сравнению с 2020 годом, 30 тысяч мест, отданных в этом году вузам новых территорий РФ. Льготный прием по квоте «от 10% в каждом вузе» для участников и детей участников СВО. И для детей медиков, погибших в ковид на своем посту, — при поступлении в медвузы.

Приемную кампанию тоже можно счесть успешной. Бюджетных мест было выделено 612 тысяч, а желающих поступить в вуз без малого миллион – 974 тысяч. Половина этих заявок была принята через суперсервис, который, наконец, отладили. Как и систему приоритетов при приеме, все с нею разобрались. Но момент истины приемной кампании еще впереди – с 3 по 9 августа будут вывешены списки поступивших в основном конкурсе.

Про целевое поступление, ставшее в этом году «прозрачным», министр отозвался общо: мол, прошло удачно, «в некоторых вузах прием возрос в 2-3 раза». А всего в ходе кампании, по оценкам ведомства, в вузы поступят более 60% выпускников школ. И это для страны «более чем достаточно».

Довольно расплывчато, без конкретики, рассказывали на заседании и о формировании «уникальной суверенной системы высшего образования» без бакалавриата. Сказали, что в этом году и в будущем вузы ждет формирование единого подхода к подготовке программ, «особенно в медицине, инженерии, педагогике». Отдельно упомянули демографию и подготовку «специалиста-демографа». Еще в целях подъема суверенитета необходимо развивать сетевые программы, в том числе по прямым заказам: «в области ракетостроения, кораблестроения» и др.

Продолжится развитие и поддержка региональных вузов. В качестве положительного примера министр упомянул Дальний Восток, откуда «перестала уезжать молодежь». В проект инженерных школ вольется еще 50 учебных заведений. Да и вообще, КЦП – контрольные цифры приема в вузах, как раз те самые бесплатные бюджетные места, «будут формироваться, исходя из кадровой потребности».

Денежные проблемы «вышки» тоже обсуждались, куда же без них. Получила развитие тема общежитий, для неимущих студентов и для всех остальных. Было озвучено – или включить наконец норматив на поддержание и ремонт «общаг» в сумму госфинансирования, или уж разрешить вузам строиться самим, возводить арендное жилье для студентов. Министр пообещал, что оно будет дешевле.

Со стороны депутатов подверглось оцениванию общее недофинансирование высшего образования, затраты на которые составляют 4% от ВВП. Замечено, что по числу студентов на каждые 10 тысяч населения, «мы проигрываем самим себе в 1990-е годы».

Упомянули парламентарии и «недозарплаты» преподавателей вузов, которые так и не поднялись, несмотря на «майские указы». «На одну ставку нечего есть, на две ставки есть некогда», – привел в пример грустную присказку преподов зампред комитета по образованию Олег Смолин.

На что Борис Чернышов сказал, что вузам не надо полностью полагаться на государство и госфинансирование, а крепить связи с бизнесом, развивая партнерство.

Прозвучал вопрос о росте цен на платное образование, цена за год кое-где зашкалила за 500-600 тысяч рублей. Валерий Фальков сказал, что есть такое правило – цена на «платке» не может быть ниже, чем стоимость обучения студента на бюджете. В период эпидемии ковида цены были заморожены, теперь они «вернулись к естественной норме».

А вот вопрос, заданный Ольгой Казаковой про ЕГЭ, развития не получил. Министр только сообщил, что на творческих специальностях, таких как актерские художественные или режиссерские, «нельзя обойтись без дополнительных испытаний».

«По текущим экспертным оценкам, среди работников с высшим образованием дефицит кадров к 2030 году может составить до 1,4 млн человек», – указал Олег Морозов. Особенно кадровый перекос отразится «на обрабатывающей промышленности и других высокотехнологичных отраслях». Выходом из ситуации, по мнению депутата, может стать «дальнейшее совершенствование системы целевой подготовки специалистов». И механизма отработки целевого обучения после окончания вуза.

Источник www.mk.ru

От Admin

— Я смею все, что можно человеку. Кто смеет больше, тот не человек. — Это Макбет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *